О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Завод будущего: он создается в Рыбинске

НПО "Сатурн" открыло новый авиационный учебный центр по подготовке специалистов для этого ведущего промышленного предприятия и других заводов региона

На минувшей неделе в Рыбинске, на НПО "Сатурн" был открыт новый авиационный учебный центр по подготовке специалистов для этого ведущего промышленного предприятия и других заводов региона. В открытии центра приняли участие губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, генеральный директор ОАО "ОПК "Оборонпром" Андрей Реус, управляющий директор ОАО "НПО "Сатурн" - заместитель генерального директора УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" Илья Федоров, глава города Рыбинска Юрий Ласточкин, руководители программ и подразделений НПО "Сатурн" Начало работы центра стало одним из важных заключительных этапов "постановки на крыло" двигателя 5-го поколения SaM146, предназначенного для принципиально нового российского регионального самолета АКБ "Сухого" "СуперДжет-100". Поэтому на церемонию открытия были приглашены не только региональные СМИ, но и журналисты федеральной прессы.

Об этом проекте, открывающем новые горизонты для отечественного самолетостроения, "Северный край" писал немало. И теперь уже можно подводить итоги этой эпопеи, начавшейся еще в 2004 году подписанием контракта между НПО "Сатурн" и французской фирмой по производству авиационных двигателей для гражданской авиации "Снекма". Напомним, именно эта фирма совместно с американским концерном "Дженерал электрик" разработала и занимается производством самого массового двигателя CFM-56 для американского "Боинга-737".

Первыми шагами сотрудничества стало создание в 2005 году на базе "Сатурна" ЗАО "ВолгАэро". Специалисты "ВолгАэро" на основе новых технологий принялись осваивать производство деталей для двигателей "Боинга". Как рассказал генеральный директор ЗАО "ВолгАэро" Игорь Жмачинский, эта работа оказалась настолько успешной, что недавно предприятие получило почетное звание основного поставщика ряда деталей для двигателя американского лайнера. Отныне они отправляются на сборочный конвейер не только во Францию, но и в Штаты.

Рыбинские моторостроители продемонстрировали не только свой высокий профессиональный уровень в сфере металлообработки, но и готовность осваивать современное технологическое оборудование. Поэтому следующим этапом стал российско-французский проект по созданию принципиально нового двигателя для регионального российского самолета "SSJ-100".

Журналисты побывали в светлых просторных цехах, где производятся детали и собирается двигатель. Специалисты в белых халатах, кругом станки с ЧПУ, компьютеры… А главное, что поражает человека со стороны, здесь нет специфического запаха, сопровождающего металлообрабатывающий цех любого завода. Любого, но не этого.

Игорь Жмачинский рассказывает, что этот корпус был возведен по современным технологиям из энергосберегающих материалов. Он снабжен приборами климат-контроля, которые позволяют поддерживать в помещениях температуру "плюс-минус" один градус. Кроме того, на таком же уровне налажено и теплоснабжение. Предприятие за весь газ и пар, необходимые для отопления огромных площадей, платит всего тридцать тысяч рублей в месяц. Это - огромная экономия.

…Итак, появление современного производства, позволяющего изготавливать двигатели мирового уровня, стало этапом реализации взаимовыгодного договора. Заместитель управляющего директора НПО "Сатурн", руководитель программы двигателя SaM146 Юрий Басюк рассказал, что новый двигатель создается в рамках риск-разделенного партнерства в долях "пятьдесят на пятьдесят".

Французы в опломбированных контейнерах поставляют на НПО "Сатурн" так называемую "горячую часть" двигателя - газогенератор. "Сатурновцы" же, в свою очередь, занимаются "холодным" делом: производят основной контур вентилятора, компрессор и турбину низкого давления, собирают двигатель, объединяют "обвязкой" из множества трубок, проводов, узлов, без которых он не может стать единым организмом.

Затем сердце самолета в собранном виде поставляется через компанию-продавца "Пауэр Джет" на завод в Комсомольске-на-Амуре, где его замыкают в мотогондолу. Далее он поступает непосредственно в цех, где стоит "Сухой Супер Джет-100"…

- Двигатель предназначен для самолета, имеющего различные модификации, с вместимостью от 75 до 95 пассажиров, - Говорит Юрий Басюк. - "SSJ-100" будет ориентирован как на российский, так и на международные рынки в пропорции 30 на 70 процентов соответственно. Таким образом, Россия возвращает себе позиции на мировом рынке региональных самолетов.

Юрий Николаевич отметил, что SaM146 спроектирован на основе самых современных международных требований на экономичный и малошумный двигатель. Он отличается от своих зарубежный "собратьев" прежде всего меньшим количеством деталей, что уменьшает его стоимость. Кроме того, таким образом удешевляется и упрощается процесс его технического обслуживания как во время предполетной подготовки, так и при замене модулей. Это уже подтвердили тестовые испытания с участием авиакомпаний.

- Сегодня уже можно сказать, что двигатель состоялся, - сказал в заключение Юрий Басюк, - выдержаны все заявленные характеристики, определенные техническим заданием самолетостроителей. Ими же подтверждены и контрольные обязательства, заложенные проектировщиками.

О конкретных планах по выпуску двигателя рассказал заместитель генерального директора ООО УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" - управляющий директор ОАО "НПО "Сатурн" Илья Федоров.

-Сейчас мы имеем так называемые "мягкие заказы" на 122 двигателя, - подчеркнул он. - SaM146 будет поступать в авиакомпании в процессе последовательного наращивания производственных мощностей. Уже в этом году мы отправим первые 14 двигателей в распоряжение авиакомпаний "Армавиа" и "Аэрофлот". То есть уже в конце этого года наши граждане смогут начать полеты на нескольких суперсовременных "СуперДжетах". В следующем году мы намерены выпустить от 30 до 48 SaM146. Эта серия будет предназначена для нужд российской авиации и пойдет на "Аэрофлот".

Начиная с июня, после того, как закончатся все сертификационные мероприятия, предприятие намерено выпускать по два двигателя каждый месяц. Далее производство будет увеличиваться в прямой пропорции от количества поставляемого оборудования.

- За последение четыре года закуплено 350 единиц современного оборудования. Сейчас НПО "Сатурн" обладает мощностью для производства до 30 SaM146 в год, - рассказал Илья Николаевич. - Однако этого мало. В течение трех лет мы должны выйти на серию в 150 единиц в год. Прежде всего это зависит от поступления денежных средств, выделяемых государством через "Ростехнологии" и ВТБ. Напомню, нам необходим кредит на развитие серийного производства в объеме 8,4 млрд. рублей. Деньги, как мы ожидаем, будут поступать долями на протяжении как раз этих трех лет. Это масштабный проект, позволяющий выйти на принципиально новый уровень производства. Если провести аналогию с военными, SaM146 - это двигатель пятого поколения, гражданского применения. Да, мы строим новый завод. Это обычная практика. В отличие от наших друзей-"самолетчиков", работающих в одних и тех же корпусах, у моторостроителей производство нового двигателя требует возведения нового завода.

На вопрос одного из журналистов, произойдут ли связанные с перевооружением производства сокращения рабочих, Федоров ответил:

- Планируется переход части специалистов и рабочих на другой участок - на производство газовых турбин. Тех, у кого не хватает квалификации, будем переучивать в новом центре. Так что увольнять никого, кроме нерадивых, мы не станем.

Общая площадь открывшегося нового учебного центра НПО "Сатурн" - 3200 квадратных метров. Он состоит из двух самостоятельных подразделений: авиационного центра для подготовки технических специалистов по обслуживанию двигателя SaM146 в эксплуатирующих организациях и учебного центра, предназначенного для специалистов и рабочих, занятых на производстве газотурбинных двигателей.

Авиационный учебный центр состоит из трех аудиторий общей площадью 165 кв. метров, где могут одновременно при помощи мультимедийных и интерактивных средств обучения заниматься теорией 45 человек. Для практики же есть производственный участок общей площадью 365 кв. метров, на котором размещаются два стапеля с макетами нового двигателя.

Будущим специалистам предоставлены современные приборы для диагностики и визуального осмотра двигателя и инструменты. Это оборудование будет использоваться в эксплуатирующих самолеты "SSJ-100" организациях, так что довольно привычного "переучивания" с теории на практическую деятельность здесь не потребуется. В течение года в этом центре могут пройти обучение не менее 800 человек.

Учебный центр по подготовке специалистов и рабочих для газотурбинного производства (а по сути, для любой металлообработки) открыт на общей площади в 1610 кв. метров. Его "теоретическая" площадка располагает восемью аудиториями на 190 учебных мест и оборудована десятью современными тренажерами, имитирующими работу станков с ЧПУ.

Производственный участок этого центра находится в снабженном все той же современнейшей системой климат-контроля светлом цехе площадью 860 кв. метров. Здесь установлены 17 станков с программным управлением со всем необходимым для их настройки. В этом центре будут обучать восемь тысяч человек в год по 34 специальностям, имеются соответствующие сертификаты и лицензии. Разработаны тридцать методических программ подготовки "с нуля", а также пятьдесят программ повышения разрядов и квалификации ИТР и руководителей.

***

Когда я вышел за проходную НПО "Сатурн", то подумал: "Двадцать лет назад будущие инженеры и квалифицированные рабочие становились "челночниками", таксистами-бомбилами, а то и бандитами. Тогда они думали, что у промышленности страны нет будущего. А оно появилось. Оно уже есть"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Северный край». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка