О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В аварии Ту-204 пилот разглядел судьбу

С самолетом Ту-204, совершившем жесткую посадку возле "Домодедово", ЧП случались регулярно. По мнению пилота, который описывает эти происшествия, у некоторых самолетов есть своя "судьба"

С самолетом Ту-204, совершившем жесткую посадку возле "Домодедово", ЧП случались регулярно. По мнению пилота, который описывает эти происшествия, у некоторых самолетов есть своя "судьба". С этим не согласны эксперты - по их мнению, многое определяет техника и погода.

Авария Ту-204, разбившегося возле "Домодедово" - финальное звено в целой цепи ЧП, которые преследовали самолет на протяжении многих лет. В понедельник, 22 марта 2010 эти происшествия описал в своем блоге Алексей Кочемасов. В прошлом - он военный летчик, а сейчас - линейный пилот 1-го класса гражданской авиации (псевдоним в интернете - "Летчик Леха").

Цепочка неудач

Кочемасов вспоминает, как управлял этим лайнером 15 Июня 2001 года. При выполнении рейса в Стамбул, сразу после взлета, на высоте около 100 метров возник сильный помпаж правого двигателя. "Помпаж" на профессиональном языке означает "срывной" режим, нарушение устойчивости работы, сопровождающийся хлопками, резким падением тяги и мощной вибрацией, которая способна разрушить двигатель.

В результате неполадок, рассказывает летчик, самолет "Внуковских авиалиний" с 210 пассажирами на борту совершил вынужденную посадку на одном двигателе. После этого машина в составе флота "Внуковских авиалиний" больше не поднялась в небо, "да и сами Внуковские через полгода перестали существовать". Затем, пишет Кочемасов, этот борт (64011) долго переходил из рук в руки. 14 января 2002 года самолет, входивший тогда в авиапарк компании "Сибирь", совершил "знаменитую посадку в Омске без двигателей". С 2006 года борт находился в распоряжении авиакомпании Red Wings, а затем перешел к "Авиастар-ТУ". "И вот его больше нет. Безумно жаль",- сетует летчик. По его признанию, "еще никогда так не было жалко самолета".

Посадка без двигателей

"Знаменитая посадка", о которой идет речь, произошла 14 января 2002 года. В полете у него остановились оба двигателя, и лайнер планировал на взлетно-посадочную полосу. На борту находились 117 пассажиров и 22 члена экипажа. При посадке Ту-204 выкатился за пределы полосы и остановился в 452 метрах от ее торца, пассажиры и экипаж не пострадали.

Еще один инцидент с этим же бортом произошел менее чем за сутки до происшествия в аэропорту Домодедово. Тогда самолету с пассажирами, летевшему в Хургаду (Египет), пришлось из-за задымления в кабине пилотов развернуться в районе Орла и возвратиться в Москву. Через несколько часов Ту-204 вновь вылетел в Египет, а при возвращении обратно он и упал в лесу около аэропорта.

Причиной задымления 21 марта, по предварительным данным, стала неисправность электрического обогревателя ног экипажа.

Судьба и техника

У самолетов, как и у людей, пишет Кочемасов, есть счастливчики, пролетавшие всю жизнь, в которых даже лампочка не перегорела, а есть невезучие, - "у каждого своя судьба".

Виталий Коренюгин, представитель компании "Скай Экспресс", считает, что говорить о фарте применительно к авиатехнике нельзя. К аварийным ситуациям приводит целый комплекс обстоятельств. "Если говорить о происшествии с ТУ-204, то здесь, как мне кажется, определенную роль сыграла сложная метеорологическая обстановка. Несколько самолетов нашей авиакомпании в этот же день ушли на запасные аэродромы. Прибавьте к этому технические проблемы - и вот вам нештатная ситуация",- сказал он GZT.RU.

Электронные проблемы

Олег Пантелеев, руководитель аналитического портала "Авиапорт", считает, что "судьба" самолета предопределена скорее его техническими характеристиками. Например, серьезная проблема в Ту-204 - это электроника, так называемые ложные срабатывания.

Собеседник GZT.RU проводит аналогию между самолетом и автомобилем. Если в авто на панели приборов загорается надпись "неполадки в двигателе", у водителя всегда есть шанс дотянуть до сервиса, и там, как правило, выясняется, что, несмотря на аварийный сигнал, поломки как таковой нет. С самолетом все сложнее, говорит эксперт: даже при ложной тревоге пилоту по инструкции необходимо отключить двигатель, в котором есть сбой, и сесть в ближайшем аэропорту. "Потому что летчик просто не имеет права рисковать жизнями сотен людей",- говорит Пантелеев.

Самолеты старые и новые

Потерпевший аварию самолет до этого эксплуатировался в течение 17 лет, сообщил в понедельник ИТАР-ТАСС представитель ульяновского авиационного завода "Авиастар-СП" Сергей Мочалов. По его мнению, говорить о том, что лайнер выработал свой ресурс, нельзя. "Старые" самолеты не опаснее новых, согласен Олег Пантелеев. "Были прецеденты, когда самолеты, не налетавшие и трех лет, попадали в серьезные летные происшествия",- говорит он.

Кроме того, электронные "глюки" могут ставить самолет на грань серьезной аварии. Как было с аварийной посадкой другого Ту-204 авиакомпании "Сибирь": там электроника на взлете перевела самолет в режим посадки, но пилотам удалось выправить ситуацию.

Кроме того, по словам Пантелеева, когда любая авиакомпания берет самолет, она всесторонне исследует его историю. Если выясняется, что одна и та же техническая проблема повторяется раз за разом, принимаются серьезные меры к устранению неисправностей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка