О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Использование дистанционных образовательных технологий в подготовке авиаперсонала

Современное дистанционное обучение появилось в мире как разумное дополнение и, в некоторых случаях, как замена классического заочного обучения, и полностью соответствует требованиям, к нему предъявляемым

Современное дистанционное обучение появилось в мире как разумное дополнение и, в некоторых случаях, как замена классического заочного обучения, и полностью соответствует требованиям, к нему предъявляемым.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ), согласно приказу Министерства образования и науки РФ № 137 от 6 мая 2005 г. "Об использовании дистанционных образовательных технологий", понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя. Основная цель использования ДОТ образовательными учреждениями - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства (работы) обучающегося или его временного пребывания (нахождения) при соблюдении обязательной ответственности образовательных учреждений за качество подготовки обучающихся.

Дистанционное обучение (ДО) - это тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удалённых друг от друга педагогов и обучающихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Во всём мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся в системах дистанционного обучения (СДО), растёт и число вузов, использующих СДО в учебном процессе. СДО позволяют реализовать автоматизацию ряда элементов учебного процесса. Функционирование СДО - часть единой информационно-образовательной среды учебного заведения на базе новейших технологий электронного обучения.

Дистанционные программы подготовки специалистов позволяют: пройти курс обучения "без отрыва от производства" (не тратя времени и денег на поездки, не отрываясь от своей работы); полученные знания сразу же применять на практике в своей работе; в процессе обучения получать консультации преподавателей; получить высшее или второе высшее образование, а также диплом государственного образца, государственный документ о повышении квалификации специалиста или диплом о профессиональной переподготовке. Во многих СДО преподаватель (тьютор) ведёт занятия в виртуальном классе, который обучающийся может посещать тогда, когда ему удобно. Таким образом, значительно уменьшается рутинная нагрузка на преподавателей, увеличивается охват обучаемой аудитории и сокращаются издержки на проведение мониторинга знаний.

Составляющими элементами учебного курса с использованием ДОТ являются:
  • учебно-методический комплекс (УМК);
  • автоматизированная система администрирования учебного процесса;
  • автоматизированная обучающая система;
  • автоматизированная система тестирования обучающихся;
  • средства коммуникации.
ДОТ давно уже используются в гражданской авиации стран Западной Европы и США. Известная авиакомпания Delta Air Lines считает, что залогом комфорта и безопасности пассажиров является хорошо подготовленный персонал. Согласно правилам, сотрудники авиакомпании должны регулярно проходить обучение и подтверждать свои сертификаты. В отрасли, где соблюдение требований инструкций является самым критичным аспектом функционирования бизнеса, соответствующее обучение персонала - деятельность, от которой зависит успех. За просроченный сертификат, а также ошибки или неточности обучения персонала, авиакомпания сурово наказывается: от штрафа до возбуждения судебного разбирательства и прекращения полетов.

Международная организация FAA (Federal Aviation Administration), регулирующая отрасль гражданской авиации в США, предложила авиакомпаниям создать альтернативную программу обучения - Advanced Qualification Program, которая бы экономила время сотрудников и средства работодателя. В процессе определения подходящих методик обучения разработчики провели оценку программ обучения и анализ необходимых навыков и пришли к выводу, что e-learning (электронные курсы), тренинг с участием тренера/инструктора (ILT - instructor-led trainings) и симуляции будут лучшими методиками для достижения целей, а комбинация этих методик (blended learning) станет лучшим решением вопроса. Обновление контента учебных программ производится ежегодно в соответствии с введением новых услуг, оборудования, а также новых инструкций, законов, положений.

Delta приложила массу усилий для перевода уже наработанных программ обучения в формат e-learning. Преимущества, которые дал переход на СДО, в основном связаны с большим объемом повторного обучения. Например, координатор наземной безопасности проходит первичный тренинг по этой теме в аудитории под руководством инструктора. 80%-90% всех последующих тренингов по этой теме сотрудники, работающие на этой позиции, проходят в системе дистанционного обучения. Руководство Delta Air Lines уверено, что переход только пилотов на СДО сократит время обучения на 2 недели в год. А это позволит компании ежегодно экономить несколько миллионов долларов.

Сотрудники службы бортпроводников, одной из основных бизнес-единиц компании, одними из первых испытали методику blended learning. Их обучение состоит из занятий в аудиториях с тренером/инструктором, курсов e-learning и симуляций на специальном оборудовании. Часто одна методика используется для усиления эффективности другой. Например, сотрудники проходят обучение через симуляцию, а затем заполнят on-line тест для оценки полученных знаний и навыков.

Обучение бортпроводников жестко контролируется со стороны FAA и других организаций. Вводный тренинг для них длится 6 недель и охватывает такие темы как базовые навыки, действия при чрезвычайных ситуациях, охрана и безопасность. Большинство этих тем, согласно установленным правилам, требует ежегодных повторных тренингов. Вместо того чтобы тратить в среднем 4 часа на компьютерный курс обучения и 7 часов на аудиторные занятия, с помощью LMS (Learning Management System) - системы управления обучением, обучение строится вокруг даты приема на работу каждого конкретного сотрудника. Сотрудники и их непосредственный руководитель получают напоминание на экране компьютера о необходимом обучении за 45 дней до наступления даты обновления сертификатов. Если по каким-то причинам сотрудник не прошел обучение в срок, система блокирует его доступ к своему рабочему компьютеру и удаляет его из текущего рабочего расписания до тех пор, пока все требования не будут соблюдены.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), регулирующее отрасль гражданской авиации в России, 22 июля 2009 г. своим распоряжением утвердило Положение об использовании дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях гражданской авиации (ГА) и авиационных учебных центрах (АУЦ).

Образовательные учреждения ГА (АУЦ) вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий (за исключением тренажёрной подготовки), практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

При повышении квалификации слушателей в образовательных учреждениях ГА (АУЦ) по программам дополнительного профессионального образования допускается проведение итоговой аттестации с использованием ДОТ при наличии в аудиториях необходимого комплекса технических средств и автоматизированной системы on-line тестирования.

При использовании ДОТ образовательное учреждение ГА (АУЦ) обеспечивает доступ обучающихся, профессорско-преподавательского, инструкторского и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), содержание которого должно соответствовать государственным образовательным стандартам.

Одной из первых в России использование ДОТ начала авиакомпания "Аэрофлот - Российские авиалинии". Применение дистанционного обучения не только показало его экономическую эффективность, но и позволило управлять процессом обучения с поэтапным контролем получаемых знаний. При этом обучении минимизируется отрыв работников от производства и повышается качество профессиональной подготовки. При использовании ДОТ расходы на обучение авиационного персонала снижаются в 2-3 раза.

Высшая коммерческая школа "Авиабизнес" начала работу по переводу очных программ обучения в формат e-learning (электронных курсов) задолго до появления Положения об использовании дистанционных образовательных технологий в авиационных учебных центрах. Первой программой стал курс "Организация пассажирских перевозок", по которому в настоящее время обучаются диспетчеры Международного аэропорта Шереметьево. В формат СДО Школа перевела также программы "Обеспечение полетов (флайт-менеджер)", "Организационное обеспечение полетов воздушных судов".

В марте 2010 г. ВКШ "Авиабизнес" совместно с кафедрой "Государственное регулирование и право" и "Безопасность полетов и жизнедеятельность" Московского Государственного Технического Университета ГА (МГТУ ГА) открыла запись на курс дистанционного обучения для руководителей и специалистов ГА, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полётов. В ближайшей перспективе на основе разработанной методики будут созданы курсы по программам "Представитель авиапредприятия на территории России с СНГ", "Организация чартерных перевозок" и др.

Одна из самых сильных сторон СДО - это расширенные возможности в сфере электронной коммуникации в области образования. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений - как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать обсуждение учебных проблем в режиме реального времени. Сервисы "Обмен сообщениями", "Комментарий" предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис "Учительский форум" дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Важной особенностью СДО является то, что система создает и хранит профиль каждого обучающегося, в том числе все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения на форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценки знаний. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.

Система позволяет контролировать "посещаемость", активность студентов, время их учебной работы в сети. Элемент курса "Урок" позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы по результатам контроля перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент СДО удобен еще и тем, что позволяет проводить оценку работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за урок оценку, заносит ее в ведомость.

Следует отметить, что создание и поддержка электронных курсов - процесс затратный, который невозможно реализовать только за счет средств авиационных учебных центров. Для этих целей авиапредприятиям и образовательным учреждениям необходимо объединиться для создания фонда финансирования СДО. Не должны оставаться в стороне от этого процесса и органы управления отраслью. Повсеместное внедрение ДОТ в систему подготовки кадров даст существенную экономию финансовых средств для авиапредприятий, обеспечит реальное повышение качества и контроль подготовки авиаперсонала.

В ближайшей перспективе проблема с кадрами в отрасли будет только обостряться, и одним из механизмов решения этой задачи является повышение производительности труда, а для этого необходимо повышать квалификацию персонала. Помочь отрасли с подготовкой специалистов необходимого уровня сегодня могут образовательные учреждения дополнительного профессионального образования и, безусловно, без внедрения современных образовательных технологий, таких как дистанционное обучение, это невозможно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Авиационная школа "Аэрофлота"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка