Автор: Михаил Смилян
Опубликовано: 31.03.2010, 12:18
 

Катастрофа Ту-204 произошла при полном молчании пилотов


Комиссия МАК, расследующая аварию Ту-204, пришла к выводу, что при посадке экипаж не мог воспользоваться автоматическим режимом полета и перешел на ручное управление. Диспетчеров о произошедшем пилоты не предупредили, проигнорировав таким образом свою прямую обязанность - информировать обо всем, что происходит на борту.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК), созданная для расследования катастрофы Ту-204, произошедшей 22 марта, сообщила новые подробности произошедшего.

Расшифровка записей показала, что экипаж готовился к посадке в аэропорту Домодедово по системе ИЛС - это наиболее распространенная в авиации радионавигационная система захода на посадку по приборам.

Во время снижения, на высоте около 4 тыс. метров, отказала вычислительная система управления полетом (ВСУП). Использование автоматических режимов стало невозможным, и экипаж перешел на ручное управление. С этого момента пилоты перестали докладывать диспетчеру о ситуации на борту и продолжили заход по имеющемуся навигационному оборудованию.

Почему молчала земля

Заслуженный летчик испытатель РФ Магомет Толбоев, выразил некоторое недоумение, комментируя GZT.RU сообщение МАК. Информировать о том, что происходит на борту - это основная задача экипажа, заявил Толбоев.

"Я в таком случае не понимаю роль командира, ведь он должен нести ответственность за все, что происходит,- недоумевает эксперт.- Еще один важный вопрос - почему молчала земля? Ведь было понятно, что самолет ушел далеко от курса глиссады" (глиссада - траектория полета, по которой самолет снижается непосредственно перед посадкой - GZT.RU).

Отвечая на вопрос о том, стоит ли как-то связывать выход из строя ВСУП непосредственно с Ту-204, собеседник GZT.RU сказал, что ответ на этот вопрос может дать либо компания - перевозчик, либо производитель: "если такая проблема есть, эксплуатант обязан сообщать о ней производителю".

Керосиновое чудо

Специалисты МАК также сообщили, что в баках самолета было достаточно топлива. По поступившей от авиационных властей Египта информации, перед вылетом в самолет было заправлено около 16 тонн авиакеросина. Таким образом, с учетом остатка, на борту перед вылетом из аэропорта Хургада находилось около 24 тонн, а на момент ЧП в баках самолета оставалось не менее девяти тонн.

Этот вывод МАК подтверждает ранее сделанное заявление Следственного комитета при Прокуратуре о том, самолет не мог упасть из-за нехватки топлива.

Толбоев назвал редким тот случай, когда самолет совершает жесткую посадку с девятью тоннами топлива (в данном случае - треть бака) и при этом не взрывается.

Ту-204

Ту-204 - среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный в 1980-1990 годах для замены Ту-154. Вместительность - до 210 пассажиров, масса - около 100 т.


"Известно, что в данном случае двигатели работали до конца, и можно случившееся назвать чудом",- говорит летчик. Напомним, в репортаже GZT.RU с места аварии отмечалось, что в воздухе сильно пахло керосином. "Это разлилось авиационное топливо",- объяснили тогда представители пресс-службы аэропорта Домодедово.

Самолет остался в одиночестве

Самолет Ту-204 компании "Авиастар-Ту", летевший из Хургады в Москву, совершил жесткую посадку в лесу в километре от взлетно-посадочной полосы аэропорта "Домодедово". Восемь членов экипажа были госпитализированы, двое из них в тяжелом состоянии. По счастью, никто не погиб.

Через два дня комиссия МАК полностью расшифровала "черные ящики". Тогда стало известно, что ни взрывов, ни возгораний на борту лайнера не было, и его двигатели работали нормально. В "Домодедово" тогда же развеяли слухи о том, что самолету помешала погода - в ту ночь при аналогичных условиях приземлилось еще десять самолетов.

Сразу же после аварии Росавиация запретила "Авиастар-Ту" выполнять пассажирские перевозки - по действующим правилам авиакомпания не имеет права эксплуатировать пассажирское судно без резервного борта. У ульяновской компании было всего два самолета, один из которых был поврежден в результате аварии.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 31 марта 2010 года | Дайджест публикаций за 31 марта 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-204-100, Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", Международный аэропорт Когалым, Международный аэропорт "Казань", Межгосударственный авиационный комитет, Федеральное агентство воздушного транспорта, Ту-154, Авиастар-ТУ (Aviastar-TU), Ту-154М (в процессе тестирования)