О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От противовоздушной обороны к обороне воздушно-космической

11 апреля наша страна в 35-й раз отметит День Войск ПВО

11 апреля наша страна в 35-й раз отметит День Войск ПВО. Накануне этого юбилейного по счету праздника, думаю, будет вполне уместно вкратце напомнить некоторые этапы развития отечественной противовоздушной обороны, ее преобразования в воздушно-космическую оборону, срыв этого процесса... И, наконец, обдумать предложения по созданию системы ВКО России в ближайшем будущем.

Поучительные уроки

В 1925 году в Советском Союзе создается своя система защиты от ударов с воздуха: "войсковая" ПВО осуществляла прикрытие войск, а "пунктовая" ПВО - объектов государственного управления, экономики, городов и коммуникаций в тылу.

До Великой Отечественной войны и в ее начальном периоде Войска ПВО претерпевали неоднократные реформирования, переподчиняясь разным командующим и командирам. Но война расставила все по своим местам. Войсковая ПВО подчинялась командующим войсками фронтов, Войска ПВО территории страны (ТС) - централизованно - командующему Войсками ПВО ТС через созданные оперативно-стратегические и оперативные объединения - фронты и армии ПВО. Никаких передач ни в оперативное подчинение, ни тем более в непосредственное подчинение сил Войск ПВО ТС никогда не проводилось. Уточнялись лишь боевые задачи, а при необходимости часть сил Войск ПВО ТС вводилась даже в боевые порядки наступающих войск фронтов.

За годы войны сформировалась комплексная система противовоздушной обороны с централизованным управлением объединениями Войск ПВО на территории всей страны. Она превратилась из пунктовой, защищающей лишь отдельные объекты, в зональную, стала авиационно-зенитной. Объединения ПВО одновременно прикрывали несколько объектов на значительном удалении друг от друга и могли последовательно наращивать огневое воздействие по воздушному противнику на всем протяжении его полета. Границы ответственности объединений ПВО определялись удобством организации обороны прикрываемых объектов, составом и боевыми возможностями входящих в них войск, сил и средств.

В ходе Великой Отечественной войны в Советском Союзе была создана самая совершенная в мире система противовоздушной обороны. Войска ПВО ТС совместно с силами и средствами ПВО флотов и зенитной артиллерии фронтов уничтожили более 32 000 вражеских самолетов, а главное - сохранили от разрушений многие города, населенные пункты, промышленные предприятия и коммуникации, обеспечили операции наших войск и сил флота на сухопутных и морских театрах действий. Именно сформировавшаяся в 1941-1945 годах система ПВО нашей страны оказалась пригодной не только для военного, но и для мирного времени.

Это было доказано последующей практикой военного строительства. Так, в послевоенной истории Вооруженных Сил СССР более 10 раз принимались принципиально неверные решения, приводящие к разрушению единой централизованной системы ПВО государства. Расформировывались объединения Войск противовоздушной обороны, корпуса и дивизии ПВО передавались военным округам (ВО), истребительную авиацию включали в состав ВВС ВО. Ответственность за ПВО в границах военных округов полностью возлагалась на соответствующих командующих ВО.

Переподчинение сил противовоздушной обороны, изменение ответственности за их подготовку и применение привели к печальным результатам. Даже в простейших условиях мирного времени допускались грубейшие ошибки в осуществлении управления силами ПВО. Низкая оперативность руководства и несогласованность действий ЗРВ и ИА способствовали безнаказанным нарушениям воздушного пространства Советского Союза. На учениях имели место "обстрелы" средствами ПВО до 30% своей авиации. Однако с должностей снимали не тех, кто отвечал за выполнение задач противовоздушной обороны в своих границах и с ними не справился, а руководящий состав Войск ПВО.

Такие решения отбрасывали развитие системы противовоздушной обороны государства на многие годы назад. Именно поэтому постановлением Совета обороны СССР в 1986 году было принято решение о недопустимости переподчинения войск и сил ПВО Войск ПВО военным округам, восстановлении объединений Войск ПВО с их непосредственным централизованным подчинением главнокомандующему своим видом Вооруженных Сил.

В эти годы происходят серьезные изменения в развитии средств и тактики применения сил вооруженной борьбы. Сменилось главное оружие войны. Основу потенциала агрессии стали составлять силы и средства воздушно-космического нападения. В важнейшую, а в некоторых случаях и единственную сферу вооруженной борьбы превращается единое воздушно-космическое пространство: две трети войн конца XX века велись только средствами воздушного противника. Эффективная ПВО, построенная на принципах централизованного управления силами и средствами, вынуждала противника отказаться от поставленных целей. А страны, оказавшиеся не в состоянии отразить воздушно-космическое нападение, были вынуждены отказаться от дальнейшего сопротивления и признать свое поражение. Закономерность зависимости хода и исхода военных действий от результатов противоборства в воздушно-космической сфере стала объективной реальностью.

Адекватно оценивая опыт войн и все тенденции, в Советском Союзе развивались Войска ПВО. На их вооружение своевременно поступали автоматизированные системы управления, зенитные ракетные комплексы, современные истребители, средства радиолокационного обнаружения и радиоэлектронной борьбы.

Система ВКО: зарождение, развитие и гибель

С появлением в США стратегических баллистических ракет в составе Войск ПВО страны зарождаются войска, способные вести борьбу с совершенно новым классом средств нападения, действующих через космос и из космоса. В апреле 1967 года создается новый род войск - войска противоракетной и противокосмической обороны. В последующем, с включением в их состав войск и системы предупреждения о ракетном нападении они были организационно объединены под названием войска ракетно-космической обороны (РКО). Развитию их вооружения руководством Войск ПВО страны уделяется особое, приоритетное значение.

В 1968 году наш искусственный спутник Земли перехватил и вывел из строя ИСЗ-мишень. В 1975-м ставится на боевое дежурство Центр контроля космического пространства. В мае 1978-го принимается на вооружение система стратегической ПРО Москвы "А-35", а в 1989-м - ее модернизация "А-135". В 1979 году заступает на боевое дежурство КП комплекса противокосмической обороны. В апреле 1991-го принимается в эксплуатацию комплекс ПКО "ИС-МУ". В 1980-м создается наземный, а в 1982-м - и космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). В 1994 году принимается на вооружение уникальная в своем роде централизованная автоматизированная зенитная ракетная система противовоздушной обороны города Москвы "С-50".

Развитие средств и систем ПВО и РКО под централизованным административным и оперативным руководством одного главнокомандующего позволило обеспечить их комплексное применение и поиск путей повышения эффективности отдельных средств. В 80-90-х годах успешно проводятся серии экспериментов по обнаружению станциями загоризонтной локации системы ПРН воздушных целей и наведению на них авиационных ракетных комплексов перехвата на дальностях до 3000 км, по определению возможности уничтожения ИСЗ противника авиационной противоспутниковой системой, по организации совместного применения систем ПВО и ПРО от ударов аэробаллистических средств. По всем этим направлениям начинаются практические работы Войск ПВО с конструкторами для создания соответствующей техники и вооружения.

В 1993 году при ведущей роли 2-го ЦНИИ МО (Войска ПВО) и МНИИПА (промышленность) разрабатывается первый комплексный системный проект воздушно-космической обороны Российской Федерации, а указом президента России закрепляются направления и принципы формирования системы воздушно-космической обороны. На учениях успешно отрабатываются вопросы создания нестратегической ПРО, федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, единой системы боевого управления ИА ВВС, ВМФ и Войск ПВО, управления передовым авиационным эшелоном с воздушных пунктов управления. Практически доказывается возможность реализации теоретических положений по созданию отдельных элементов и всей системы ВКО при комплексном применении ее компонентов и цент-рализованном управлении.

Однако зародившаяся в Войсках ПВО России единая система ВКО нашего государства была разрушена в 1997 году выводом войск РКО из состава Войск ПВО. Это решение было роковым для ВКО государства. Потеряв 9 лет в развитии системы ВКО и наконец преодолев межведомственные интересы, в 2006 году президентом России была утверждена Концепция строительства воздушно-космической обороны Российской Федерации.

Что же нужно предпринять для выполнения положений этого документа особой государственной важности?

Первоочередные задачи

Опираясь на опыт войн и строительства Вооруженных Сил в нашей стране и за рубежом, необходимо выделить следующие первоочередные меры по созданию системы ВКО, требующие незамедлительного решения.

Первое. Централизовать усилия по созданию системы ВКО государства. Для этого определить существующий (или создать) в Министерстве обороны РФ конкретный орган военного управления. На него возложить всю ответственность за создание и развитие системы ВКО, совершенствование форм и способов применения войск и сил, решающих задачи в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы, руководство ими в мирное и военное время.

Наиболее приемлемый вариант, не требующий дополнительных средств, - придание (а точнее - возврат) этих функций Главному командованию ВВС (как преемнику Войск ПВО), тем более что на него сегодня возложена ответственность за организацию, управление и выполнение задач противовоздушной обороны в рамках всей страны и Объединенной системы ПВО государств - участников Содружества Независимых Государств. При этом целесообразно придать главнокомандующему ВВС статус, обеспечивающий выполнение его функций по отношению к другим видам (родам) Вооруженных Сил и тем более - в отношении объединенных межвидовых командований.

Второе. Приступить к последовательной реализации решения Совета безопасности Российской Федерации от 28 июня 2006 года по перспективной структуре Вооруженных Сил и как первый этап - в кратчайшие сроки завершить работу по определению облика, структуры и состава системы ВКО России. Опыт войск и строительства систем в развитых государствах мира показывает, что при организации воздушно-космической обороны своих объектов на своей территории система должна быть жестко централизована.

Третье. Построение системы ВКО государства осуществлять по зонам ответственности за ПВО-ПРО (ВКО) с централизованным управлением ими с ЦКП ВВС. Обеспечить автоматизированное управление всеми войсками и силами, выполняющими задачи ВКО, при их комплексном применении в едином боевом цикле с реализацией их максимальных возможностей в едином информационно-управляющем пространстве.

Границы зон ответственности за ПВО-ПРО (ВКО) установить по границам ответственности объединений ВВС, выполняющих задачи по ПВО важнейших объектов государства. Провести соответствующее дооборудование ЦКП ВВС для управления силами РКО. Практически реализовать проверенное на практике функционально-техническое сопряжение КП ПРО и СПРН с КСА нынешних бригад ВКО. Обеспечить возможность обнаружения нестратегических баллистических ракет средствами системы ПРН и информационного обеспечения ЗРС ПВО-ПРО ВВС, войсковой ПВО и ПВО ВМФ через КСА бригад ВКО.

Оперативно-стратегическое командование ВКО развивать как Головной участок системы ВКО Российской Федерации. Отработанные на нем организационно-технические решения реализовать при создании систем ПВО-ПРО (ВКО) на других стратегических направлениях.

Четвертое. От слов перейти к практической отработке вопросов комплексного применения сил и средств ПВО ВВС, войск ПВО СВ, ВВС и сил ПВО флота, дивизии ПРО и Главных центров ККП и ПРН. Предусмотреть это планами оперативной подготовки органов управления и войск в ходе совместных оперативно-тактических учений. Для начала как первый этап - по вопросам организации и ведения противоракетной обороны важнейших объектов. Участие в таких мероприятиях представителей предприятий оборонной промышленности позволит более оперативно выявлять существующие организационно-технические проблемы и решать их в минимальные сроки. Это обеспечит более эффективную реализацию планов создания единой системы ВКО государства, особенно если учесть, что усилия всей промышленности, создающей вооружение ПВО и РКО, уже объединены в Концерне ПВО (ВКО) "Алмаз-Антей".

Сегодня завершаются работы по созданию в составе концерна Головного системного конструкторского бюро (ГСКБ). Эта структура будет объединять все ведущие КБ и НИИ оборонной промышленности в области ПВО и РКО. За плечами этих КБ и НИИ не только оригинальные технические, высокотехнологичные и эксклюзивные идеи, прорывы в инновациях и новых технических решениях, но и многолетний успешный опыт практической работы. Ими были разработаны комплексные системы противовоздушной, противоракетной и противокосмической обороны, сложнейшие средства системы контроля космического пространства, средства и комплексы наземного и космического эшелонов системы предупреждения о ракетном нападении.

Впервые в мире учеными и конструкторами этих КБ были созданы различные автоматические и автоматизированные системы управления, работающие в режиме времени, близком к реальному, самые эффективные (на то время) комплексные системы противовоздушной ("С-50") и стратегической противоракетной ("А-135") обороны. Эти КБ и НИИ в своей основе сохранили высокий научный потенциал и в наше время. Так, конструкторы системы управления сегодня сосредоточили усилия на создании единого информационно-разведывательного пространства. За основу приняты принципы построения системы управления ВКО, дополненные сетецентрическими принципами управления. Успешно ведутся работы по созданию системы передачи данных режима реального времени, активных антенных решеток и принципиально новых средств обнаружения, разведки и поражения, в том числе на новых физических принципах, осваиваются новые способы обработки сигналов.

Пятое. Ведущие государства мира, признав коренное изменение характера вооруженной борьбы, отдают приоритет в развитии средствам воздушного нападения, обеспечивающим их действия космическим системам, а также созданию систем противоракетной обороны. На эти цели выделяется до 60-70% военных бюджетов.

Вместе с тем долевое финансирование развития наших видов Вооруженных Сил не учитывает их роль и место в системе вооруженной борьбы. И это видно как в структуре государственного оборонного заказа, так и в Государственной программе вооружения. По открытым данным, до объединения двух видов ВС - ВВС и Войск ПВО каждый из них финансировался на уровне 16-18%, а порой - и до 20% бюджета Министерства обороны. После объединения, совместно - лишь на уровне 15-17%. При таком подходе ни о каком приоритетном развитии авиации и средств системы ВКО не может быть и речи.

И, наконец, шестое. Необходимо возродить комплексную подготовку специалистов оперативного звена противовоздушной и ракетно-космической обороны, скорректировав их подготовку в рамках функциональных систем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, систем поражения и подавления сил и средств воздушно-космического нападения и системы управления единой системы воздушно-космической обороны государства. Это целесообразно осуществлять на базе Военной академии ВКО (город Тверь), которая пока еще имеет преподавателей и всю необходимую учебно-материальную базу для успешного проведения такой подготовки.

Воздушно-космическая оборона имеет для Российской Федерации не только стратегическое, но и военно-политическое значение. С военно-политической точки зрения она является одним из важнейших факторов обеспечения стратегической стабильности, сдерживания вероятных противников от развязывания вооруженных конфликтов, предотвращения их эскалации и перерастания в войну с применением как обычного, так и ядерного оружия, а со стратегической - гарантом своевременного обеспечения президента Российской Федерации - Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами достоверной информацией о воздушно-космической обстановке для принятия соответствующих решений.

Именно поэтому, исходя из основных задач развития военной организации государства, определенных Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной указом президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года № 146 (раздел III, пункт 30 в), скорейшее создание системы ВКО и ее развитие являются залогом обеспечения военной безопасности Российской Федерации в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка