Автор: Сергей Стариков
Опубликовано: 08.04.2010, 10:12
 

Пролетят на невозврате

Зарубежные авиакомпании, как и российские, должны возмещать потери пассажиров


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) взялась искоренить практику продажи невозвратных авиабилетов, правда, этот запрет коснется только отечественных авиаперевозчиков. Зарубежные авиакомпании, летающие в России, не собираются отказываться от этого конкурентного преимущества. Впрочем, и на них есть управа: как показывает практика, суды в этом вопросе готовы встать на сторону пассажира и обязать авиаперевозчика вернуть деньги. Правда, это не коснется невозвратных билетов, продаваемых через зарубежные интернет-сайты.

Авиакомпании во всем мире активно используют практику продажи невозвратных билетов, как правило, по более низкому тарифу. Пассажир сам может решить, рискнуть и сэкономить или заплатить больше и иметь возможность в случае необходимости вернуть свои деньги. Более того, невозвратные билеты - одна из основ бизнеса европейских низкобюджетных перевозчиков.

Российские компании пытались взять этот инструмент на вооружение, но против этого выступила ФАС. Глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев еще в середине прошлого года пообещал искоренить эту практику, а на днях ФАС сообщила, что авиакомпании должны устранить нарушения до 30 апреля.

А вот по поводу продажи невозвратных билетов зарубежными авиакомпаниями, летающими в России, ФАС свою позицию не разъяснила. Как отметили в нескольких представительствах европейских авиакомпаний, они как продавали, так и продают невозвратные билеты на территории России. Тем самым они получают конкурентное преимущество по сравнению с отечественными перевозчиками, летающими по тем же направлениям. Бывают и исключения, но они редки: к примеру, British Airways может вернуть деньги в случае отказа в британской визе.

И если ФАС молчит, свое мнение по этому вопросу высказала российская Фемида, посчитав, что и иностранные перевозчики в ряде случаев должны следовать российским законам. Как рассказали РБК daily в юридической компании "Знак-Защита", недавно ей удалось отстоять право пассажиров на деньги за несовершенный перелет в суде с российским агентом испанской Iberia - туркомпанией "Прогресс-тур".

"Знак-Защита" в апреле 2009 года заключила с компанией "Прогресс-тур" договор об оказании услуг по организации деловых поездок, в договоре прописывалась и покупка авиабилетов. Сотрудники компании "Знак-Защита" приобрели билеты Москва - Барселона - Москва за 167,844 тыс. руб. Однако не смогли ими воспользоваться из-за того, что опоздали на рейс. "Знак-Защита" заявила о возврате авиационных билетов, и они были аннулированы, а юристы возместили туристической компании за билеты только положенные 25%. "Прогресс-тур" не согласилась с доводами юристов о незаконности практики "безвозвратного тарифа", подала иск в арбитражный суд и проиграла процесс.

Как отмечает Олег Жуков, член Экспертного совета по интеллектуальной собственности Государственной думы, в соответствии со ст. 108 Воздушного кодекса любое лицо имеет право сдать авиабилет, если оно не воспользовалось услугами авиаперевозчика, в любое время, даже после вылета рейса, при этом у него может быть удержано не более 25% от суммы билета. Но, чтобы применить это правило, билет необходимо покупать на территории России у местного представительства зарубежного перевозчика или у его российского агента. Юристы указывают, что для продажи билетов в России иностранные организации либо учреждают российские юридические лица (к примеру, ООО "Эр Франс"), либо действуют через местных агентов (авиакассы, туроператоры и пр.). В этом случае билеты, приобретенные у иностранного перевозчика, подпадают под действие российского законодательства, а значит, не могут быть невозвратными.

О том же говорят и в Росавиации, отмечая, что требования российского воздушного законодательства в полном объеме распространяются и на иностранные авиакомпании, которые выполняют регулярные полеты в Россию и осуществляют на ее территории коммерческую деятельность (продажу билетов).

Однако как быть с невозвратными билетами, купленными на интернет-сайтах зарубежных авиакомпаний, юристы пояснить не могут. Здесь скорее всего ссылка на российский Воздушный кодекс неприемлема. При такой операции пассажир заключает договор напрямую с перевозчиком, подчиняясь праву страны перевозчика, отмечают юристы компании "Знак-Защита".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 апреля 2010 года | Дайджест публикаций за 8 апреля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Артемьев Игорь (в процессе тестирования)