О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиапром доверят спасать льготникам

Отдельные категории жителей Дальнего Востока еще на год получат возможность за половину стоимости летать в западные регионы страны

Отдельные категории жителей Дальнего Востока еще на год получат возможность за половину стоимости летать в западные регионы страны. Соответствующие предложения подготовлены Минтрансом. В документе отмечается, что мера социальной поддержки населения оказалась эффективным механизмом антикризисной помощи авиакомпаниям, поскольку позволила в прошлом году существенно увеличить объемы дальних пассажирских авиаперевозок.

Сегодня правительство подведет итоги реализации мер по обеспечению доступности авиаперевозок жителям дальневосточных регионов России в прошлом году и пролонгирования их на 2010 год. В принципе принятие решения по этому вопросу будет носить формальный характер. По словам источника в правительстве, де-факто механизм субсидирования пассажирских авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России, а также внутри региона уже заработал, не дожидаясь не только официального разрешения, но и 1 апреля - официального начала срока действия программы.

В первом квартале в предварительной продаже уже реализовано более 65 тыс. льготных авиабилетов. Это составляет примерно пятую часть из 330 тыс. пассажиров, которые имеют право приобрести авиабилеты за половину стоимости. На субсидирование авиаперевозок дальневосточных льготников в федеральном бюджете предусмотрено 2 млрд. руб. В прошлом году на эти цели было выделено 1,7 млрд. руб., однако израсходовали всего 1,2 млрд. руб. "Всю сумму не потратили. Программа действовала впервые, и мы не знали, как заработает этот механизм", - объяснил причины образования экономии представитель Минтранса.

Просчет чиновников скорее всего следует объяснять жесткими возрастными ограничениями. Право на приобретение авиабилетов по льготной цене в 2009 году имели жители Дальнего Востока в возрасте до 23 лет и старше 60 лет. Сейчас нижнюю возрастную планку предлагается поднять до 26 лет, что, по логике чиновников Минтранса, должно положительно сказаться на статистике. Как бы там ни было, а авиакомпании должны молиться на правительство, которое столь своевременно приняло решение о субсидировании авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России. При падении общего объема пассажирских авиаперевозок на 9% (с 50 до 45 млн. человек) в кризисном 2009 году количество авиапассажиров на дальневосточных рейсах выросло на 10%. В Минтрансе называют эту меру "одной из самых эффективных и удачных", примененных в рамках антикризисных действий правительства. К тому же программа субсидирования авиаперевозок для льготников Дальнего Востока имела большой социальный эффект.

Впрочем, дальнейшая судьба этого проекта остается туманной. Источник в правительстве признался, что полной ясности, будет ли государство субсидировать авиаперевозки школьников, студентов и пенсионеров с Дальнего Востока в западные регионы страны после 2010 года, нет. Эксперты не исключают, что, несмотря на сложности с формированием доходной части федерального бюджета, с учетом перехода в активную фазу подготовки к парламентским и президентским выборам положительное решение в конечном итоге будет принято. Каким бы яростным ни было сопротивление Минфина. Следовательно, как минимум до конца 2012 года часть дальневосточников получит возможность летать в Москву, Санкт-Петербург, Сочи и другие российские города за полцены.

Однако сегодняшняя неопределенность со сроками действия этой программы дезориентирует авиакомпании. Дело в том, что правительство хочет поддержать не только льготников и авиакомпании, но и отечественный авиапром. По словам источника в Белом доме, в 2010 году при отборе авиакомпаний, допущенных к участию в программе перевозки льготников, приоритет отдается тем, которые используют российские авиалайнеры. В Ту-204-300 или Ил-96 авиаперевозчики вправе продавать льготникам хоть все места в салоне эконом-класса, что гарантирует полную загрузку самолета, в то время как на "Боингах" и "Аэробусах" - не более 60-80 мест. Тем самым авиакомпании стимулируют приобретать отечественные самолеты. Это могло бы сработать при условии, что действие госпрограммы субсидирования пассажирских авиаперевозок с Дальнего Востока будет рассчитано не на 1-2 года, а минимум на 5-10 лет. За этот срок можно заказать, построить и начать эксплуатировать отечественные авиалайнеры.

Искусственные же ограничения, вводимые правительством на перевозку пассажиров на самолетах иностранного производства, могут создать людям сложности. Сегодня до 70% объемов пассажирских авиаперевозок выполняется на "Боингах" и "Аэробусах", места на которых для льготников, напомним, строго лимитированы. Значит, летом, в разгар сезона, не каждый житель Дальнего Востока сможет воспользоваться своим правом слетать в Москву или Сочи за полцены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка