О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Государство окрыляет лизинг

Благодаря приближенным к государству компаниям лизинг сумел оттолкнуться от дна и глотнуть воздуха. Однако радоваться пока рано - 2010 год обещает рост лишь на фоне двукратного падения рынка в 2009-м

Схлопывание лизинговой отрасли началось в конце 2008 года. В условиях резкого уменьшения фондирования и роста стоимости денег иного ожидать было нельзя. Аналитики лишь гадали о глубине ямы, в которой окажется большинство участников рынка, и о предполагаемом количестве банкротов, которых пока оказалось не очень много, - официально этот статус присвоен компании "Глобус Лизинг" (Петербург) и Московской лизинговой компании. Еще около десятка неудачников ждут решений арбитражных судов.
Проблемы с финансами у "Глобус Лизинга" возникли еще летом 2009 года - 18 июня компания не смогла произвести выплаты по купонам облигаций 4-го и 6-го выпусков на общую сумму около 54 млн рублей. Причин две: массовые неплатежи со стороны клиентов и невозможность получить банковское финансирование в нужном объеме. В конечном итоге 20 января 2010 года компания была признана банкротом с кредиторской задолженностью 2,5 млрд рублей и активами около 2,2 млрд. Банкротство "Глобус Лизинга" осложняется также тем, что при брокерской поддержке Сбербанка компания активно занимала деньги у населения.

В отличие от петербургских коллег, у руководителей Московской лизинговой компании (МЛК) проб­лемы выглядят скромнее, хотя начались они почти одновременно: в июле 2009 года дочка МЛК - "МЛК Финанс" - допустила дефолт по облигационному зай­му объемом 550 млн рублей. Основным поручителем по этому долгу была сама МЛК. В марте 2010-го арбитражный суд назначил в компанию временного управляющего, а рассмотрение заявления о банк­ротстве назначил на 9 сентября. По официальным сведениям, у компании около 10 кредиторов, а сумма долга составляет почти 540 млн рублей.

Посткризисный пейзаж

Несмотря на двукратное падение объемов в первом полугодии 2009 года, лизингу удалось выйти из пике и начать постепенный рост. Дело в том, что пятерка крупнейших лизинговых компаний в большей или меньшей степени аффилирована с государственными или окологосударственными структурами и кредитными учреждениями. "Илюшин Финанс Ко.", "Росагролизинг", "ВЭБ-лизинг", "Сбербанк Лизинг" и "Газтехлизинг" в 2009 году сосредоточили в своих руках почти 68% нового бизнеса (новых контрактов) и более 51% совокупного портфеля отрасли.

Еще одним драйвером роста стало оживление реального сектора, положительно отразившееся на инвестиционных планах российских компаний. По данным Росстата, около 62% руководителей отечественных компаний намерены увеличить в 2010 году свои вложения в основные средства и лишь 19% наметило сокращение этих затрат. Как следствие, совокупный портфель лизинговых компаний, принявших учас­тие в исследовании, проведенном ассоциацией "Рослизинг", составил 457,9 млрд рублей, увеличившись, хоть и незначительно (на 1%), по сравнению с 2008 годом. При этом количество заключенных контрактов сократилось в два раза и лишь немного превысило 29,3 тыс. Основная причина уменьшения числа лизинговых сделок заключается в ужесточении требований, предъявляемых компаниями к потенциальным клиентам: к концу 2009 года одобрялось лишь 33,8% сделок (в 2008 году контракты заключались в 55,8% случаев). В то же время, по данным "Рослизинга", прослеживается положительная динамика по количеству одобренных договоров: в первом квартале 2009-го вероятность положительного рассмотрения предложений клиентов составляла 11,1%, во втором - 18,7%, в третьем - 27,5%.

Ситуация с финансированием лизинговых операций к концу 2009-го также изменилась к лучшему: средневзвешенная ставка привлечения заемных средств на срок от 1 года составила 15,7% годовых вместо 24-25% в начале года. Разумеется, существует большая разница в стоимости ресурсов для независимых и кэптивных лизинговых компаний. Последние привлекают деньги на 3-4 процентных пункта дешевле среднерыночных значений, в то время как остальные ориентируются на 18-20% годовых.

Три богатыря

В 2009 году почти все направления лизинга продемонстрировали резкое падение. Наиболее существенно пострадали автолизинг (-49,6% к 2008 году) и лизинг оборудования (-51,6%). Снижение объемов нового бизнеса могло быть гораздо более значительным. Однако этого не произошло благодаря крупным контрактам в сегменте big ticket (сегмент авиации, железнодорожного транспорта и судов), заключенным тремя крупнейшими российскими лизинговыми компаниями: "Ильюшин Финанс Ко.", "Сбербанк Лизинг" и "ВЭБ-лизинг". Более того, именно договоры "Ильюшин Финанс" на поставку в течение следующих двух лет 60 новых самолетов Ан-148, Ил-96 и Ту-204 общей стоимостью свыше 50 млрд рублей обеспечили более 20% нового бизнеса всей лизинговой отрасли в 2009 году.

Лизинг железнодорожного транспорта увеличился в объемах на 19% (без учета "ВТБ-лизинга" и "Уралсиб Лизинга"). Однако при этом выросла и концентрация портфеля - на долю "Сбербанк Лизинга" пришелся 51% общего объема нового бизнеса в этом сегменте. В целом же рост объема железнодорожных сделок в 2009 году фиксировался на фоне полной остановки лизинговой программы РЖД в 2008 году.

Почти 99% новых сделок по поставке в лизинг судов - это контракты, заключенные "ВЭБ-лизингом". Очень медленная окупаемость крупнотоннажных кораблей отпугнула независимых игроков в данном сегменте. В результате в 2009 году кроме "ВЭБ-лизинга" лишь три компании заключили контракты на поставку судов общей стоимостью всего 42,5 млн рублей.

Автомобили и оборудование

В 2009 году значительно сократилось число контрактов по автолизингу. В 2009-м было заключено 20,5 тыс. договоров, что в два раза меньше, чем в 2008-м. При этом средняя стоимость сделки почти не изменилась и составляет около 2 млн рублей. В автолизинге сильнее всего сократились объемы поставок тягачей и специального автотранспорта. Падение связано с резким ограничением финансирования долгосрочных контрактов из-за хронической нехватки у банков длинных денег.

В лизинге оборудования спад наблюдался почти по всем видам сделок. Значительный рост произошел лишь в продажах телекоммуникационного оборудования, осуществляемых компанией "Сбербанк Лизинг", и оснастки для нефтегазодобычи, где основной объем контрактов пришелся на "Газтехлизинг". Положительную динамику демонстрировали также медтехника, упаковочные машины и оборудование для развлекательных центров, однако рост в этих сегментах фиксировался на фоне очень низких показателей 2008 года.

Сильнее всего "просел" лизинг энергетического оборудования. Объемы двухлетней давности во многом зависели от аппетита нескольких компаний. Но в 2009 году крупных сделок было очень мало, что привело к падению продаж на 78%. Кроме того, в силу очень тяжелого положения в строительстве было заморожено большинство сделок со строительной и дорожно-строительной техникой.

Есть ли жизнь за МКАДом?

Многие лизинговые компании продолжают сворачивать бизнес в удаленных регионах, переводя его в европейскую часть России. В результате в 2009 году доля Москвы в региональном разрезе лизингового рынка выросла на 10% и составила 39%. На Центральный федеральный округ приходится 60%. Аналитики "Рослизинга" объясняют происходящее изменением стратегий развития. Они ужесточили подходы к оценке имущественных рисков, уровень которых напрямую зависит от территориальной удаленности. Поэтому многие лизинговые компании, чьи головные офисы находятся в Москве, в качестве обязательного требования к клиентам выдвигают ограничения по максимальному расстоянию от МКАД. Доля остальных федеральных округов сократилась. Незначительный рост в силу небольших абсолютных объемов продемонстрировал лишь Дальневосточный федеральный округ. Таким образом, экспансия лизинговых компаний в регионы начала сворачиваться, толком так и не начавшись, - весь бизнес по-прежнему сосредоточен вокруг столиц, где меньше проблем с ликвидностью и платежеспособными клиентами.

Перспектива

По мнению большинства участников рынка, 2010 год для российского лизинга будет непростым. Гендиректор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов полагает, что в лучшем случае произойдет восстановление объемов до уровня 2006 года. С ним в принципе согласен гендиректор ЛК "Трансфин-М" Эдуард Керецман, считающий, что 80% компаний, на долю которых приходится 20% российского бизнеса, нацелены главным образом на выживание, а не на развитие. Поэтому спрос на лизинговые продукты увеличится не более чем на 10%.

Гораздо оптимистичнее настроен глава ЛК "Arval" Сергей Дианин, прогнозирующий заметное оживление во второй половине 2010 года и рост рынка на 25%. По его мнению, заметную роль в росте будет играть оперативный лизинг автотранспорта, дающий клиенту дополнительные преимущества относительно классической финансовой аренды.

В целом консенсус-прогноз предсказывает рост российского рынка лизинга в 2010 году на 10-15%. Эксперты также предполагают, что докризисных показателей отрасль достигнет в лучшем случае к 2012 году. При этом, по мнению участников рынка, необходима помощь государства в виде налоговых послаблений и разработки новых совместных частно-государственных программ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финанс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка