О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Польскую делегацию погубил VIP-фактор

Работа над бортовыми самописцами Ту-154 президента Польши Л.Качиньского еще ведется, а на месте крушения работают следователи. Однако некоторые предварительные выводы ими уже сделаны и озвучены

Работа над бортовыми самописцами Ту-154 президента Польши Леха Качиньского, в субботу потерпевшего крушение под Смоленском, еще ведется, а на месте крушения работают следователи. Однако некоторые предварительные выводы ими уже сделаны и озвучены. Между тем, эксперты сходятся во мнении, что единственной причиной авиакатастрофы под Смоленском стала ошибка пилота, допущенная из-за давления находившихся в самолете VIP-персон.

Косвенно версию человеческого фактора подтвердил и глава СКП Александр Бастрыкин. В воскресенье он доложил премьер-министру России Владимиру Путину, что, по предварительным данным, авиакатастрофа не была связана с техническими проблемами на борту авиалайнера. По его словам, такие выводы можно сделать из расшифровки записей разговоров пилота и диспетчером.

"Здесь бобину расшифровали,- сказал Бастрыкин.- Запись, которая есть в нашем распоряжении, подтверждает, что технических проблем с самолетом не было. Летчик был проинформирован о сложных погодных условиях и, тем не менее, принял решение о посадке".

Глава СКП добавил, что материалы с пульта управления, которые изъяли в субботу, также подтверждают эту версию.

Загадка пилота

Самолет Ту-154, совершавший перелет по маршруту Варшава - Смоленск, в субботу в 10.50 при заходе на посадку упал в лесопосадке в 300 м от взлетно-посадочной полосы. Погибли все 96 человек, находившихся на борту: восемь членов экипажа и 88 пассажиров - официальная делегация из Польши во главе с президентом республики Лехом Качиньским, летевшая в Катынь, чтобы почтить память расстрелянных польских офицеров, жертв политических репрессий сталинского режима.

Среди жертв крушения оказались глава Бюро национальной безопасности Александр Щигло, начальник генерального штаба Войска Польского Франтишек Гонгор, а также представители вооруженных сил страны, в том числе командующий ВВС генерал Анджей Бласик.

В это время над аэродромом "Северный" стелился густой туман, о котором еще накануне сообщал Гидрометцентр. Из-за плохой видимости руководитель полетов несколько раз предлагал экипажу самолета совершить посадку на любом из близлежащих аэродромах - в Минске, Витебске, Липецке и Москве. Однако командир принял решение все же садиться на "Северный". Как пояснил первый замначальника главного штаба ВВС России генерал-лейтенант Александр Алешин, согласно принятой международной практике, окончательное решение о посадке принимает экипаж, а указания же военных диспетчеров для гражданских пилотов носят рекомендательный характер.

В результате самолет заходил на посадку четыре раза, но таки не смог приземлиться. По словам главы Федерального агентства воздушного транспорта Александра Нерадько, он шел ниже установленного минимума и ударился о восьмиметровое дерево. Глава МЧС Сергей Шойгу добавил, что траектория полета свидетельствует о том, что самолет не просто летел слишком низко, но и отклонился от взлетной полосы по ширине не менее, чем на 150 метров.

Самолет и аэродром исправны

В качестве одной из версий произошедшего рассматривается отказ техники. Однако этот Ту-154 (заводской номер - 90А837), хоть и был выпущен в июне 1990 года на ОАО "Авиакор - авиационный завод", прошел капитальный ремонт только в декабре 2009 года. По словам гендиректора авиазавода Алексея Гусева, акт о сдаче самолета в эксплуатацию был подписан 21 декабря 2009 года, а следующий ремонт планировалось провести через шесть лет. По данным на март, Ту-154 Качиньского совершил 50 посадок и находился в воздухе в общей сложности 124 часа.

До этого он 20 лет использовался для перевозки первых лиц польского государства. До Качиньского самолетом пользовались президенты Войцех Ярузельский, Лех Валенса и Александер Квасьневский. В настоящее время в рамках контракта с Польшей на самарском заводе ремонтируют еще один "президентский" ТУ-154М (заводской номер - 90А862). Самолет прилетел в Самару в январе, сдать его польской стороне должны июне-июле 2010 года.

Кроме того, сами пилоты решились на четвертый заход на посадку, а значит, самолет, был технически исправен.

Также говорили о возможных неисправностях систем безопасности аэродрома "Северный". Раньше это был военный аэродром, где дислоцировался 103 гвардейский Красносельский Краснознамённый военно-транспортный авиационный полк имени Героя Советского Союза В.С. Гризодубовой. Но 15 октября 2009 года полк был расформирован, а самолеты переданы на военные аэродромы Оренбург-2 и Таганрог.

Однако специалисты в один голос утверждают, что аэродром один из лучших в России и пригоден для взлета и посадки воздушных судов.

"Я когда-то сертифицировал этот аэродром,- рассказал GZT.RU летчик-испытатель 1 класса ГосНИИ ГА, полковник запаса Александр Акименков.- Это первоклассный аэродром, и он тут не при чем. И наземные службы сработали как положено".

Такая же точка зрения у официальных лиц. По словам Алешина, аэродром находится в работоспособном состоянии. 7 апреля туда прилетали польские и российские самолеты, и в день катастрофы там произвел посадку небольшой самолет Як-40 с польскими журналистами. Следовавший за ним Ил-76, сделав два круга, поостерегся садиться в густом тумане и ушел на посадку во Внуково. Третьим был как раз Ту-154 с президентом Польши.

VIP-фактор

Акименков убежден, что причина катастрофы - ошибка пилота.

"Скорей всего, летчик - бывший военный, приобретший опыт на маневренных самолетах,- пояснил он GZT.RU.- Судя по всему, сработал стереотип военного летчика, у них другая культура пилотирования. Может быть, он увидел полосу и поэтому создал большой крен с тем, чтобы произвести посадку, но не учел огромный размах крыльев "Ту". Садился на инстинкте. Кроме того, это был уже четвертый заход, пилот был на нервах и допустил слишком большой крен".

При этом эксперт не винит летчика.

"Командир полета, конечно, главный, и только он решает, как поступить,- отметил Акименков.- Но он не мог не помнить тот случай, когда пилот не послушался Качиньского и отказался садиться в Тбилиси, поплатившись карьерой. Естественно, польский президент рвался в Катынь, хотел вовремя там появиться, и наверняка именно он заставил пилота сесть в Смоленске, навязал свое решение".

Единственной возможной причиной катастрофы назвал давление находящихся на борту VIP-персон и другой эксперт, заслуженный военный штурман СССР, расследовавший более 50 авиационных происшествий, пожелавший, чтобы его имя не упоминали в СМИ.

"Командиру экипажа и второму пилоту можно искренне сочувствовать,- сказал он GZT.RU.- Когда Смоленск сказал, что целесообразнее направиться на другой аэродром, 105 процентов, что он пошел в люкс к президенту, здесь нет сомнений. И после того, как дважды не получилось сесть... Обычно в этом случае уходят на запасной аэродром. Здесь явно был нажим от президента или главкома ВВС. Положение летчика безвыходное - или увольняйся, или выполняй. А когда летчик в рассвете сил, ему хочется работать. Пилот, скорей всего, был выведен из спокойного состояния. Не исключено, что кто-то даже прошел в кабину и воздействовал на него".

Собеседник GZT.RU убежден, что ошибки пилота Ту-154 были вызваны летевшими "випами", но это, скорей всего, останется тайной. Он с неудовольствием отметил излишнюю спешку прибытия на место происшествия высокопоставленных лиц России.

"В правилах расследования авиационных происшествий четко написано, как создается комиссия и кто в нее входит.- пояснил он.- Следователи, сотрудники прокуратуры должны взаимодействовать с комиссией, а не опережать ее. Комиссия должна состоять из специалистов - летчиков и инженеров, у которых есть опыт работы именно с этим типом самолета. Транспортные прокуроры всегда настроены карательно к летчику вместо того, чтобы разобраться, что привело к неоптимальным действиям на самом деле,- считает он.- Если бы трем независимым следователям дали бы посидеть над радиообменом, распечатка четко показала бы суть дела. А так она будет находиться под замком у министров, и никто никогда не узнает никаких деталей".

Тело Качиньского вернулось в Польшу

Между тем, гроб с телом президента Польши Леха Качиньского уже доставлен в военный аэропорт Варшавы после церемонии прощания, в которой участвовал премьер-министр РФ Владимир Путин, возглавляющий по поручению президента РФ Дмитрия Медведева правительственную комиссию по расследованию причин авиакатастрофы.

В столичном аэропорту "Окенче" тело польского президента встретил почетный караул Войска Польского, а также брат-близнец Леха Качиньского, лидер партии "Право и справделивость" экс-премьер Ярослав Качиньский. Среди встречающих также премьер-министр Польши Дональд Туск, все члены правительства Польши, и.о. президента, спикер Сейма Бронислав Коморовский, спикер Сената Польши Богдан Борусевич, председатель Европарламента Ежи Бузек, депутаты Сейма и сенаторы.

После короткой траурной церемонии кортеж с телом Леха Качиньского проехал по главным улицам Варшавы к президентскому дворцу. Дата похорон президента пока не определена.

Судебно-медицинская экспертиза и опознание тел остальных погибших заканчивается в Москве....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка