О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Спрос на выпускников аэрокосмических вузов выше предложения

Аэрокосмическое образование в России развивается успешно и создает кадровый фундамент для авиации и космонавтики. Но спрос на выпускников для аэрокосмической сферы пока больше, чем могут "осилить" учебные заведения

Аэрокосмическое образование в России развивается успешно и создает кадровый фундамент для авиации и космонавтики - областей, в которых наша страна может серьезно конкурировать с другими мировыми державами. Но спрос на выпускников для аэрокосмической сферы пока больше, чем могут "осилить" учебные заведения, считают представители руководства ведущих профильных вузов страны.

Эти университеты спустя 49 лет после того, как советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток" впервые в мире облетел планету, ежегодно выпускают сотни молодых специалистов для отрасли, которая, наряду с нанотехнологиями и энергоэффективностью, считается одной из приоритетных для развития страны.

Ректоры, проректоры и руководители профильных факультетов ведущих аэрокосмических вузов страны рассказали корреспонденту РИА Новости о ситуации с образованием, проектах, которые они реализуют, и о том, что значит Всемирный день авиации и космонавтики для студентов, преподавателей и общества в целом.

Тяга к звездам

Интерес к специальностям авиационно-космического профиля всегда был стабильным, и хотя эти специальности и направления не относятся к наиболее рейтинговым, они и сегодня привлекают абитуриентов, говорят собеседники агентства.

"Инженерная составляющая образования сейчас в фаворе: абитуриент очень склонен к инженерному образованию. А если говорить о космонавтике, то пафос космический все равно высок, и поэтому тяга абитуриентов к этому направлению остается, как всегда, большой", - сказал проректор по учебной работе Московского авиационного института (МАИ) Михаил Куприков.

Растет интерес выпускников школ к техническим и инженерным специальностям вообще и к аэрокосмическому блоку - в частности.

"Молодежь стала понимать, что для того чтобы стать успешным, нужно, выходя в "большую жизнь", обладать, так скажем, специфическими, уникальными знаниями и навыками. В областях деятельности, где не требуются специальные знания, конкуренция очень велика. Подавляющее большинство выпускников гуманитарных вузов обладают практически одинаковыми навыками и тщетно пытаются "продать" их на рынке труда. А перспективы развития страны сейчас лежат в области высоких технологий, технического творчества, науки", - пояснил ректор Рыбинской государственной авиационной технологической академии (РГАТА) имени П. А. Соловьева Валерий Полетаев.

В российском обществе, по мнению руководства вузов, растет понимание того, что стране необходимо развитие реального сектора.

"Ракетная" группа специальностей, в том числе и специальности космического направления, на сегодняшний момент востребованы на уровне государства: действует, в частности, государственная программа целевого набора на оборонные специальности, сказал проректор по довузовской подготовке и воспитательной работе Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) имени М. Ф. Решетнева Вадим Кольга.

"Абитуриенты чутко отреагировали на государственный запрос, и интерес к этим специальностям повысился", - заметил он.

Валентин Зеленцов, руководитель научно-учебного комплекса специального машиностроения Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, однако, подчеркивает, что реальный спрос на эти направления со стороны вчерашних школьников в 2009 году было сложно оценить, поскольку отправлять сертификаты Единого госэкзамена они могли в сколь угодно много вузов.

Кроме того, по словам Зеленцова, в целом у молодежи пока другие приоритеты: ей интереснее специальности экономического, юридического и информационного профиля, где средний уровень заработка выше. И надо многое делать в этом направлении, поднимать престиж инженерного труда.

"Даже если мы сейчас, скажем, объявим прием в отряд космонавтов, я не думаю, что выстроится большая очередь", - заключил Зеленцов.

Курс на практику

Все опрошенные РИА Новости руководители вузов отметили огромную роль практики в образовательном процессе. При подготовке специалистов для отраслей, где требуются конкретные и специфические навыки и опыт, на передний план выходит взаимодействие с потенциальными работодателями.

"Мы сегодня систему подготовки действительно конкурентоспособного, качественного выпускника не сможем построить без работодателя", - считает ректор Казанского государственного технического университета (КГТУ-КАИ) имени А. Н. Туполева Юрий Гортышов.

Каждый вуз тесно сотрудничает с предприятиями отрасли авиации и космонавтики в регионе и стране в целом. Так, партнерами СибГАУ выступают, в частности, Красноярский машиностроительный завод (ОАО "Красмаш") и ОАО "Информационные спутниковые системы", ведущий разработчик и производитель спутников связи, телевещания, навигации и геодезии. РГАТА воспитывает кадры для Объединенной двигателестроительной корпорации и НПО "Сатурн", КГТУ-КАИ активно сотрудничает с Казанским авиационным производственным объединением (КАПО) имени С. П. Горбунова и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), МГТУ - с РКК "Энергия" и НПО машиностроения в Реутове. Наконец, в МАИ учебный процесс ведется на 51 предприятии, где вместе с их коллективами готовятся новые кадры.

Помимо традиционных способов участия работодателя, в частности, производственных практик и выполнения курсовых и дипломных работ по материалам партнеров, ярмарок вакансий и презентаций, университеты используют и методы "погружения".

На базовых предприятиях создаются кафедры, учебные планы согласовываются с требованиями к будущим сотрудникам, а студенты, часто уже с третьего курса, начинают совмещать учебу с работой. А в казанском вузе на производственную практику вместе со студентами отправляются и преподаватели в рамках программы повышения квалификации.

Университеты разрабатывают и собственные проекты. Практически во всех вузах действуют студенческие конструкторские бюро: в красноярском университете при поддержке ОАО "ИСС" студенты разрабатывают спутники, первый из которых уже находится на орбите, а второй планируется запустить в 2010 году. В Казани успешно поддерживают традиции СКБ, одним из руководителей которого в свое время был выпускник КАИ и создатель истребителя Су-27 Михаил Симонов. Студенты МГТУ могут получить практический опыт, например, в СКТБ прикладной робототехники, которое входит в состав научно-учебного комплекса специального машиностроения.

Студенческий центр управления полетами в СибГАУ, взаимодействуя с аналогичными центрами в России и за рубежом, осуществляет мониторинг и решает вопросы управления орбитальными космическими аппаратами.

В КГТУ-КАИ работают восемь малых предприятий, где студенты разрабатывают новые технологии в области двигателестроения, малой авиации, беспилотных летательных аппаратов, создания композитных материалов для самолетостроения.

Московский авиационный институт, история которого, по словам проректора, "это все, что летает", планирует готовить специалистов по работе на космодромах, на проектируемом космодроме Восточный, а также активно использует в образовательном процессе собственный аэродром.

"Если студент не почувствовал металл, не полетал, он не сможет потом проектировать", - считает Михаил Куприков.

"Мы хотим перейти на следующую ступень - через инновационное образование воспитать инженеров-новаторов, инженеров-исследователей, инженеров, способных на "прорыв" в своих областях. Конечно, все выпускники не смогут достигнуть такого уровня, да этого и не нужно. Но мы должны как можно большему количеству ребят дать возможность реализовать свой потенциал", - заключил Валерий Полетаев из РГАТА, которая проводит международный форум "Будущее авиации - за молодой Россией".

Труд(н)оустройство

Тесное взаимодействие университетов с предприятиями отрасли авиации и космонавтики приводит к тому, что к моменту получения диплома все желающие работать в этой отрасли не просто не остаются без предложений, но часто даже занимают руководящие посты в отделах и подразделениях. Об этом корреспонденту РИА Новости сказали все представители вузов. По их словам, таких выпускников зачастую не хватает.

"Сто процентов выпускников РГАТА имени П. А. Соловьева, подготовленных для работы в аэрокосмической сфере, находят работу по специальности. По анализу трудоустройства выпускников за 2009 год, ни один выпускник инженерной специальности не попал на биржу труда. Их "разбирают" еще на 3-4 курсах!" - сказал Полетаев.

По словам Юрия Гортышова, недостатка в предложениях работы нет, есть определенный дефицит желающих - часто не удается заполнить все вакансии, которые предлагают предприятия.

Он, как и его коллега Валентин Зеленцов, предположил, что помимо невысокого уровня заработной платы относительно, например, популярных среди студентов банковского сектора или нефтедобывающей отрасли, молодых специалистов часто останавливает то, что не все предприятия могут предоставить социальный пакет или, что особенно актуально, помочь решить проблему доступного жилья.

Созвездие университетов

Профильных высших учебных заведений для авиации и космонавтики не так много, и каждое из них, по словам руководства, по-своему уникально. Так, Московский авиационный институт, среди выпускников которого 21 космонавт, - это единственный вуз в России, который имеет разрешение на строительство самолетов, и в нем серийно разрабатываются и производятся "Авиатика", "Китенок" и другие самолеты. Сибирский государственный университет - единственный вуз этого профиля в сибирском и дальневосточном регионах. КГТУ-КАИ - единственный вуз в России, принятый в Европейскую ассоциацию аэрокосмических университетов PEGASUS.

Признание "космические" университеты получили и на государственном уровне: из 14 площадок, получивших статус национального исследовательского университета (НИУ) в 2009 году, четыре представляют авиационно-космическое направление: это КГТУ-КАИ, МГТУ, МАИ и Самарский государственный аэрокосмический университет.

Работу и направления развития вузы координируют между собой, в частности, через ассоциацию "Национальный объединенный аэрокосмический университет" и Учебно-методическое объединение по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса. На международном уровне, как сообщили собеседники агентства, университеты давно и успешно сотрудничают с коллегами из США, Германии, Франции, Чехии, Китая и других стран.

Профессиональный праздник

Всемирный день авиации и космонавтики для всех университетов будет праздником, который по традиции отмечают не только продолжением научной и учебной работы. Праздничные мероприятия пройдут во всех вузах: например, 12 апреля большая часть студентов СибГАУ выйдет к ракете "Космос - 3М", установленной на площади перед вузом в честь его 50-летия, и под знаменитое гагаринское "Поехали!" выпустит в небо гелиевые воздушные шары. В МАИ в понедельник пройдет ставший традиционным день открытых дверей.

Этот праздник собеседники агентства считают знаковым и историческим днем, поводом для гордости всей нации.

"Если бы была моя воля, я бы 12 апреля сделал всероссийским праздником. Может быть, я немного сильно скажу, но даже близким, скажем, к Дню Победы", - поделился Валентин Зеленцов.

"12 апреля - это знаковый день, это триумф научной мысли, гордость нации. Это один из дней, когда мы можем объединиться вокруг своей победы, технической победы", - согласился с ним проректор по учебной работе МАИ Михаил Куприков.

"Людям, а особенно молодежи, всегда свойственно на что-то опираться, чем-то гордиться: своими достижениями, достижениями своих предшественников. По-моему, 12 апреля - это предмет нашей национальной гордости. Российской науке, российскому высшему образованию под силу очень большие высоты", - сказал Юрий Гортышов.

Хотя, как заметил Куприков, о проблемах, которые для аэрокосмических университетов так же актуальны, как и для других вузов, в праздник говорить незачем, о необходимости поддержки вузов, готовящих кадры для одной из ключевых отраслей, сказать стоит.

"Без машиностроения и приборостроения инновационную экономику не создашь. Государство и средства массовой информации должны работать для того, чтобы люди наконец это поняли", - заявил Валентин Зеленцов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка