О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пилоты российского борта № 1 получают меньше коллег из частных авиакомпаний

VIP-летчики работают под постоянным давлением начальства, не могут подрабатывать, но получить место за штурвалом самолета президента все равно стремятся многие

VIP-летчики работают под постоянным давлением начальства, не могут подрабатывать, но получить место за штурвалом самолета президента все равно стремятся многие.

В большинстве стран президентский самолет - борт № 1 - принадлежит не частному авиаперевозчику, а госавиации и должен обслуживаться военными летчиками. В России же с главой государства летают пилоты спецотряда, который подчиняется Управлению делами президента.

"Дело в том, что у военных летчиков зарплата намного меньше и нет возможности приработка. Поэтому руководство справедливо опасается, что, если сегодняшних гражданских спецпилотов одеть в военную форму и посадить на зарплату военного, они все разбегутся", - объясняет ситуацию летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик России Александр Акименков.

К слову, пилоты спецотряда и сейчас не могут похвастать высокими заработками: они получают намного меньше, чем летчики крупных коммерческих авиакомпаний.

Правда, за налетанные часы надбавка у них выше, чем у коммерческих пилотов, однако полет с президентом случается не каждый рабочий день, так что месячные доходы летчиков спецотряда высокие, но ниже, чем у первых пилотов частных авиаперевозчиков.

Платят мало, требуют много

Выгоды от работы на борту № 1 резко упали в последние годы, и не только из-за низкого уровня зарплат.

"Что может привлекать пилотов в работе в спецотряде? Зарплата и социальный статус не о-го-го, дисциплина суровая. Близость президента добавляет только дополнительную напряженность, а никак не ощущение избранности", - рассуждает Александр Акименков.

И действительно, как показывает практика, если на борту самолета находятся первые лица государства, в случае аварии или катастрофы на членов экипажа вешают всех собак.

По словам опытных пилотов, вылет с VIP-пассажирами для экипажа существенно отличается от рутинных полетов с обычными людьми. В таких случаях нередко безопасность полета отходит на второй план перед стремлением доставить важную персону в заданный пункт во что бы то ни стало.

"Мне кажется, можно говорить о таком феномене, как летная невменяемость экипажа, который действует даже в угрозу самому себе, не отдавая себе в этом отчета или подавляя чувство осторожности", - рассуждает заслуженный штурман, эксперт по безопасности полетов Валентин Дудин.

Президент в самолете не хозяин

"Перевозки первых лиц в области соблюдения авиационных законов не отличаются от перевозки обычных лиц", - поясняет президент Союза летного состава России Мирослав Бойчук.

Это означает, что формально командир экипажа во время полета все решения должен принимать самостоятельно, в том числе и при возникновении форс-мажорных ситуаций. Просьбы, а тем более указания от пассажира, даже если он президент, не должны поступать вообще.

Исключение составляют случаи, когда спецсамолет выполняет функции воздушного командного пункта в условиях войны. Тогда командир экипажа обязан выполнять указания Верховного главнокомандующего. Во всех остальных случаях президент на борту № 1 - пассажир и поэтому не может и не должен вмешиваться в работу пилота и влиять на его решения.

Но на практике получается иначе. "Не исключено, что 10 апреля польский пилот так стремился попасть в Смоленск именно потому, что если бы сел в Минске, то получил бы по шапке", - предполагает Акименков.

Главы государств, особенно бывших стран СССР, а также Латинской Америки и Африки, не слишком церемонятся со своими пилотами.

Так, Борис Ельцин в конце 90-х требовал от пилотов приземлиться в лондонском аэропорту Хитроу при нулевой видимости....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка