О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Уйти на другой аэродром - не совет, а команда

Своими версиями причин авиакатастрофы делится с "Известиями" главный конструктор ФГУП "Пилотажно-исследовательский центр" заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России А.Квочур

Своими версиями причин авиакатастрофы делится с "Известиями" главный конструктор ФГУП "Пилотажно-исследовательский центр" заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России Анатолий Квочур.

- К катастрофе привело критически опасное снижение самолета, - считает знаменитый пилот. - Требуемая высота на удаленности 1 километр от взлетно-посадочной полосы должна составлять 60 метров. А к кромке полосы самолет должен подходить на высоте не ниже 10 метров. В обсуждениях этой катастрофы я слышал, что летчики, якобы, поднырнули под глиссаду, то есть намеренно снижались по более пологой траектории, чем это предусмотрено инструкцией - для того, чтобы лучше видеть землю в условиях плохой погоды. Я в это не верю. Такое "подныривание" является грубейшим нарушением дисциплины, и я практически уверен, что экипаж, который вез президента и почти сотню высокопоставленных руководителей страны, не мог себе этого позволить. У меня другие версии трагедии. Резкое снижения высоты могло произойти по следующим причинам. Первая: сдвиг ветра. Это когда встречный ветер вдруг меняет направление на боковой или попутный. В этом случае снижается подъемная сила и самолет "проваливается". Вторая: резкое падение тяги в одном из двигателей. При этом из-за неравномерной тяги двигателей самолет кренится в сторону (заметим, что эта версия косвенно подтверждается заявлением главы МЧС Сергея Шойгу, сообщившего о смещении самолета относительно взлетно-посадочной полосы на 150 метров - "Известия"). Конечно, такой крен выравнивается, мы сажали самолеты и на одном двигателе, но для того, чтобы вернуться на курс, нужно время и пространство. Третья: технические проблемы. Можно предположить, что самолет неправильно сориентировался в пространстве. Но на таких типах воздушных судов предусмотрена современная система Flight Management System, обеспечивающая спутниковую связь и навигацию. Неверные координаты задала земля? Тоже трудно это представить. Еще один аспект. Как бы самолет не был оснащен электроникой, посадка производится вручную. Для такого самолета (а соответственно и экипажа) минимум видимости составляет 30 метров по высоте и 400 метров по вертикали. Для аэропорта эти значения соответственно 100 и 1000 метров. То есть предстоит выяснить, обеспечивал ли аэропорт необходимую видимость при той погоде. Но по международной практике сторона, отправляющая такой борт, всегда заранее приезжает в аэропорт назначения и все обследует.

Побывавшие на месте трагедии корреспонденты "Известий" сообщают, что самолет, допустив опасное снижение, попытался набрать высоту.

- Это естественная реакия летчика, - комментирует Анатолий Квочур. - Но если резко рвануть штурвал на себя, то самолет теряет скорость и допускает кратковременное "проседание" - то есть это могло только усугубить ситуацию.

И еще одну сторону трагедии нельзя оставить без внимания. С земли на борт неоднократно поступали сообщения, что надо садиться на другой аэропорт. Тем не менее, командир будто бы не стал следовать этому указанию.

- С земли дается не рекомендация, а команда, - говорит известный летчик-испытатель. - Если поступает команда лететь на другой аэродром, она должна беспрекословно выполняться. Крайне редко, но в практике случается, что экипаж не выполняет такую команду и производит посадку. В этом случае следует серьезный разбор. Одной из причин, заставляющих летчиков садиться вопреки команде авиадиспетчеров, может стать нехватка топлива. Однако здесь не тот случай: президентские "борты" заправляют "под завязку".

"Смоленск-Северный" стал гражданским аэродромом недавно

Аэродром "Смоленск-Северный" до октября прошлого года принадлежал Минобороны. Здесь базировался 103-й гвардейский Красносельский военно-транспортный авиаполк. Он был сформирован в апреле 1942 года на подмосковном аэродроме "Чкаловский". Недавно губернатор обратился в Минобороны, в чьем ведении находится этот объект, с предложением придать ему статус аэродрома двойного назначения. Это позволило бы включить его в состав таможенно-логистического комплекса под Смоленском.

В декабре министр Анатолий Сердюков дал согласие на изменение статуса "Северного", но предложил администрации Смоленской области разработать соответствующую концепцию. Появилась она или нет - неизвестно. Так же как нет достоверной информации о состоянии аэронавигационного оборудования....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка