О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Экипаж понимал, что садиться нельзя"

Версии катастрофы комментируют "Новой" диспетчер аэродрома "Северный", следователь СКП и авиационный психолог, автор термина "человеческий фактор"

Стали известны первые версии крушения Ту-154М, во время которого погибли президент Польши Лех Качиньский и польские военные и государственные деятели.

Еще в субботу представитель самарского завода "Авиакор" (где до конца декабря шел капитальный ремонт лайнера) уверил "Новую", что самолет был полностью обновлен и оснащен современным пилотажно-навигационным оборудованием. А в понедельник председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин отчитался перед Владимиром Путиным о первых итогах расследования и уверенно заявил: из расшифровки записей разговоров пилота и диспетчера следует, что у самолета не было технических проблем. "Летчик был проинформирован о сложных погодных условиях и тем не менее принял решение о посадке", - сказал Александр Бастрыкин.

Источник в СКП на условиях анонимности подтвердил "Новой", что ошибка пилота - главная версия, которую рассматривает прокуратура. "Но почему произошла катастрофа, мы пока не понимаем, - говорит сотрудник СКП. - Пилот президентского самолета был очень опытен".

Уже понятно, что, решив совершить посадку в Смоленске, пилот президентского лайнера шел на риск. Минимум видимости для посадки для аэродрома "Северный" и для самолета Ту-154М - 60 на 800 (т.е. высота облаков не должна быть ниже 60 метров, горизонтальная видимость - меньше 800*). Согласно официальным метеосводкам, в момент посадки лайнера горизонтальная видимость не превышала 500 метров (а по данным сотрудника СКП - 300-400 метров), то есть в любом случае была гораздо ниже допустимого минимума.

"Экипаж понимал, что садиться в "Северном" нельзя", - уверен специалист по авиационной психологии, автор термина "человеческий фактор", доктор медицинских наук, академик, генерал Владимир Пономаренко.

Почему же летчики Ту-154М пошли на риск?

Удаль летного училища

"Мы допускаем, что пилот получил прямой приказ от президента садиться, - говорит источник "Новой" в СКП. - На земле по плану шли протокольные мероприятия, опаздывать было нельзя. Из записи разговора диспетчера с пилотом понятно, что диспетчер действительно рекомендовал экипажу идти на запасные аэродромы. Но запретить посадку гражданского самолета он, военный, не мог".

Один из диспетчеров, работавших на аэродроме Северный в день катастрофы, предположил, что дело могло быть не в прямом приказе от президента. "Мы называем это "удаль летных училищ", - говорит он. - Она есть у многих летчиков: "Я ас, я президента вожу, что - я не посажу самолет?"

По мнению Пономаренко, пилот наверняка испытывал колоссальное эмоциональное напряжение: как же, он - лучший летчик страны - и не может посадить самолет? "От этого появляются напряжение и неуверенность, - говорит Владимир Пономаренко. - А они заставляют пилотов совершать ошибки".

Банальные ошибки

Итак, пилоты принимают решение садиться. Эксперты "Новой" уверены: посадка в "Северном" была сложной, но не невозможной. Тем не менее летчики допускают сразу несколько ошибок. Во-первых, слишком рано снижаются. Кроме того, как еще в субботу заявил Сергей Шойгу, пилоты отклоняются от глиссады на 150 метров. Почему?

Диспетчер "Северного" объясняет: самолет должен был снизиться до ста метров на расстоянии в шесть километров до ВПП. Если в в этот момент экипаж не увидит полосу, он должен сделать круг или уйти на запасной аэродром.

Однако в шести километрах самолет уже был почти у самой земли. По мнению Пономаренко, это явно свидетельствует: пилоты пытались найти полосу и не видели ее. Причем делали это вдвоем.

В сильный туман вместо огней полосы видно зарево, и не сама полоса, а ее приблизительное местонахождение. Поиском полосы по инструкции занимается командир экипажа. Именно он должен ввести лайнер точно в створ. Если в этот момент второй пилот неточен или тоже отвлекается на поиски полосы, самолет может, во-первых, опуститься слишком низко, а, во-вторых, не снизить вертикальную скорость. На посадке она не должна составлять больше 3-5 метров в секунду. А Ту-154М столкнулся с землей как минимум на скорости в 7-8 м/с.

"При посадке экипажу важнее то, куда самолет летит, потом - как летит, - говорит Пономаренко. - Второй пилот поднял голову над приборами, отвлекся, случайно надавил на штурвал чуть сильнее - и все, скорость увеличилась. А вот чтобы ее снизить, нужно время. Ту-154 - машина инертная".

Еще одна версия: пилот мог попытаться поднырнуть под туман, опустившись ниже его, но не смог подняться обратно. По словам диспетчера аэродрома "Северный", в километре от взлетно-посадочной полосы стало понятно, что самолет идет гораздо ниже глиссады (стандартной траектории снижения): в 20 метрах от земли вместо положенных 60, и с сильным креном на левое крыло. "Мой коллега крикнул: "Выравнивай горизонт!", но самолет продолжил идти вниз", - рассказывает диспетчер. Затем связь оборвалась, лайнер срезал верхушки деревьев, врезался в линию электропередач и начал распадаться на части. "При падении вспыхнул пожар, но его потушили мгновенно - пожарная часть находится в 300-400 метрах от места крушения, - говорит следователь СКП. - Но спасать уже было некого".

*Допустимый минимум есть у каждого самолета, пилота и аэродрома. При посадке выбирается максимальный из них....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка