Источник: газета «Гудок»
Автор: Ринат Накипов
Опубликовано: 15.04.2010, 17:25

Расшифрованы записи "черных ящиков"

Пилоты Качиньского осознали неизбежность катастрофы за 5 секунд до падения самолета


Межгосударственный авиационный комитет РФ расшифровал черные ящики самолета польского президента.

Главный военный прокурор Польши, полковник Кшиштоф Парульский объявил, что в распоряжении его ведомства получены первые результаты расшифровки самописца, установленного в кабине пилотов разбившегося под Смоленском Ту-154.

"Приняв во внимание, что скорость приземляющегося самолета составляет 150-180 метров в секунду, получится, что за 3-5 секунд до катастрофы пилоты уже знали, что ее избежать не удастся", — заявил военный прокурор.

Пан Парульский не сообщил, успели ли пилоты сообщить о происходящем высокопоставленным пассажирам. Последние слова летчиков "были драматическими", - пояснил полковник Парульский.

Также Кшиштоф Парульский сообщил, что на месте катастрофы под Смоленском собрано уже около 50% фрагментов самолета.

Коллега Парульского военный прокурор Збигнев Жепе заверил, что точно на данный момент определены только разговоры летчиков в кабине экипажа, а разговаривали ли они с кем-либо еще, на 100% станет ясно тогда, когда проведут синхронизацию записей переговоров во время полета. Прокурор исключил версию, что президентский самолет подходил на посадку несколько раз. Попытка была только одна - неудачная.

Российские эксперты уже передали польским коллегами обнаруженный на месте падения самолета третий "черный ящик". Как ожидается, он будет расшифрован в Польше. С двумя другими бортовыми самописцами работают российские и польские эксперты. Сообщается, что окончательная расшифровка переговоров пилотов будет завершена уже в ближайшие дни.

Наиболее вероятной причиной катастрофы под Смоленском стала именно ошибка пилотирования. По версии, членов комиссии по расследованию причин трагедии, скорее всего экипаж лайнера при выборе варианта выравнивая самолета, после неудачной попытки захода на посадку в сложных метеоусловиях не учел некоторые особенности пилотирования Ту-154. Особенностью этого самолета является то, что если скорость его снижения более шести метров в секунду, самолет при выравнивании и переходе в горизонтальный полет дает просадку. То есть теряет высоту гораздо быстрее, чем обычно.

По предварительной версии, несмотря на полученное предупреждение о плохой видимости в районе аэродрома "Северный", командир экипажа капитан Аркадиуш Протасюк, принял решение садиться. Во время снижения по глиссаде в условиях сильного тумана летчики, тем не менее, точно вышли на взлетно-посадочную полосу. Однако при подлете экипаж определил, что самолет не попадает в точку приземления. Именно в этот момент командир и совершил роковую ошибку. Он включил форсаж, и, по неустановленной пока причине, увел самолет вправо и одновременно попытался набрать высоту с разворотом. В результате лайнер зацепил макушки деревьев, после чего потерял управление. Таким образом, если бы пилот, включив форсаж, не разворачивался, а просто начал набирать высоту по прямой, то шансы избежать столкновения с землей были бы достаточно высоки.

По словам главы Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодиной, оборудование и двигатели президентского Ту-154 до столкновения с землей находились в рабочем состоянии. До момента падения на землю на борту самолета пожара или взрывов не было. Анализ бортовых самописцев Ту-154, потерпевшего крушение в настоящее время продолжается. Расшифровка черных ящиков будет завершена в конце недели.

Тем временем продолжаются следственные действия на самом месте катастрофы. Как пояснил глава СКП Александр Бастрыкин, на окончательный осмотр места падения самолета потребуется еще несколько дней, поскольку, многие вещественные доказательства и фрагменты оказались глубоко в земле. По его словам, на месте крушения президентского самолета обнаружены еще более двадцати фрагментов тел, а также семь пистолетов, принадлежавших сотрудникам службы безопасности польского президента. Часть предметов и ценных вещей уже осмотрена и передана польской стороне. Никаких проблем в обеспечении взаимодействия с польскими следователями не возникало.

К настоящему времени известно об опознании уже 71 пассажир президентского борта. При этом среди опознанных жертв найдены два человека, которые не были включены в списки пассажиров. Процедура опознания остальных погибших продолжится 15 и 16 апреля. В МЧС России сообщают, что после завершения процедуры опознания минувшим днем в Варшаву уже вернулась первая группа родственников погибших из 74 человек. Сопровождение еще остающихся в Москве остальных родственников погибших, в том числе психологическое, обеспечивают 188 человек и 130 единиц техники.

Для опознания погибших из Польши в Москву за последние несколько дней прибыли 270 человек, в том числе 155 родственников и 115 сотрудников правоохранительных структур, дипломатов и медиков. Для участия в процедуре опознания в российскую столицу прибыли заместитель министра внутренних дел Польши Петр Стаханчек, директор департамента польского МИД Юстена Солтек и советник МИД Матеуш Решчек.

Как сообщает штаб по оказанию помощи родственникам жертв авиакатастрофы, накануне из аэропорта Домодедово вылетел спецрейс, на борту которого был 31 запаянный гроб с телами погибших. Вылет второго самолета с телами погибших из Москвы в Варшаву с запланирован на 16:30 15 апреля.

Церемония прощания с жертвами авиакатастрофы запланирована в Польше на субботу, 17 апреля. Президента и его супругу погребут на следующий день в Кракове. Ожидается, что в похоронах примут участие многие высокопоставленные представители иностранных государств, в числе которых будет и президент России Дмитрий Медведев.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 апреля 2010 года | Дайджест публикаций за 15 апреля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Межгосударственный авиационный комитет, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Пилот Ай Си, Бастрыкин Александр, Капитан, Ту-154, МЧС России, Ту-154М (в процессе тестирования)