О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

У авиадиспетчеров проблема - есть

Они объявили голодовку в 40 городах России

Тучи сгустились в небе над Европой. Облако, извергнутое исландским вулканом, парализовало полеты в небе Великобритании, Дании, Германии, Норвегии, Финляндии. Стихия даже сорвала поездку российского премьера Владимира Путина в Мурманск. Одновременно и Европу, и Россию накрыла волна забастовок и голодовок авиадиспетчеров. Еще в среду протестами было охвачено двадцать российских аэропортов, в четверг утром - уже сорок, в том числе "Пулково", днем к ним присоединился Калининград. "Известия" решили разобраться, что же случилось в небесах и чем это грозит пассажирам.

Профессия диспетчера - крайне тяжелая. Оплачивается она у нас хуже, чем в Европе, но люди недовольны и там, и там. К тому же законы (не только российские) запрещают им выражать свое недовольство: от их работы зависят жизни пассажиров. А напряжение копится.

По закону бастовать наши диспетчеры не могут, поэтому они ограничиваются своеобразными акциями протеста - голодовками в нерабочее время. К протестующим присоединяются новые и новые центры контроля за организацией воздушного движения, утверждают в Федеральном профсоюзе авиационных диспетчеров (ФПАД). Вместе работающие там диспетчеры обеспечивают безопасность полетов над огромной территорией.

- Таких городов утром было 40 и становится все больше. Час назад присоединился Калининград, буквально только что - Саратов, - говорит президент ФПАД Сергей Ковалёв.

Еще пять лет назад авиадиспетчеры могли бастовать по закону. Но после такой забастовки в Ростове-на-Дону в 2005 году, когда диспетчеры от недоедания теряли сознание прямо во время переговоров с бортами, ставить таким образом в опасность жизни авиапассажиров им запретили. Сейчас авиадиспетчеры по должностным инструкциям обязаны отдыхать 8-10 часов перед дежурством и есть перед заступлением в смену, объясняет Сергей Ковалёв. Поэтому голодают участники акции только в нерабочее время. Находиться на работе вне смены им тоже запрещено.

- Чтобы придать протесту официальный вид, люди после работы собираются на квартирах, которые арендует профсоюз, и голодают там. Потом идут на работу, - говорит Ковалёв.

Причины такой необычной забастовки не оригинальны. Диспетчеры требуют увеличить зарплаты. Вторым требованием профсоюзный вожак называет отставку нынешнего руководителя ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" Валерия Горбенко. Отметим, что у Горбенко давние нелады с профсоюзами. Во время той ростовской забастовки в 2005 году нынешний глава "Госкорпорации ОрВД" руководил ее филиалом в этом городе. Из-за тех событий его освободили от занимаемой должности. Теперь профсоюзы снова перебежали Горбенко дорогу.

При этом, по словам источника "Известий" в авиационных кругах, зарабатывают авиадиспетчеры по российским меркам вполне прилично. Руководители полетов в филиале аэронавигации Центральной Волги и Урала получают по 57 тысяч рублей, Центральной Сибири - 162 тысячи рублей.

Чиновники акцию сотрудников называют "провокацией, спровоцированной профсоюзом".

- На всех предприятиях сейчас сохраняется рабочая обстановка. Угрозы для аэронавигационного обслуживания и безопасности полетов нет, - заявил "Известиям" советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Сергей Извольский.

Однако все не так однозначно.

- Мы не ставим задачу подвергать жизнь опасности, но риск для авиапассажиров, конечно, повышается. Начальство докладывает наверх, что все нормально, что риска нет, что протестующих никто не поддерживает, - вздыхает Сергей Ковалёв.

Руководители "Госкорпорации ОрВД" в четверг были для комментариев недоступны.

Правильную ли тактику выбрали протестующие?

PRO

Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений:


Профсоюз авиадиспетчеров - один из старейших в России. В отличие от многих профобъединений, он смог выжить и сохраниться в качестве дееспособной организации. Таким образом, масштаб нынешней забастовки - это не только результат событий последних месяцев, но и результат в том числе серьезной, планомерной борьбы профсоюзного актива в течение полутора с лишним десятилетий. Отсюда такая организованность, причем в крайне тяжелых для них условиях. Ведь по закону организовать забастовку напрямую они не могут. Важно понимать, что авиадиспетчеры относятся в мировом профсоюзном движении к элите, они очень хорошо отстаивают свои права. Вспомните, какая была мучительная борьба между Рейганом и американскими авиадиспетчерами. И лишь когда Рейган сумел сломить их сопротивление, ему удалось впоследствии одержать верх над всем профсоюзным движением. Часто говорят, что авиадиспетчеры неплохо зарабатывают, но надо учитывать, что это страшно нервный труд, который морально и физически изнашивает людей. Поэтому тут дело не только в материальных вопросах, но и в условиях труда.

CONTRA

Леонид Щербаков, председатель Комитета по аэронавигационному обслуживанию Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта:


Я - один из тех, кто инициировал введение закона о запрете на забастовки авиадиспетчеров. Тем не менее такое ограничение не означает, что между авиадиспетчерами и их работодателями не может быть трудовых споров. Просто раньше была проблема, которая, собственно, и заставила нас ввести запрет: если бастующие признавали, что они не правы, им все прощалось. Но это выяснялось в ходе судебного разбирательства, на которое уходило много времени. А авиакомпании страдали. Сегодня они тоже оказались заложниками ситуации - продали свои перевозки и гадают: закроется или не закроется воздух? Да, российские авиадиспетчеры получают значительно меньше, чем их иностранные коллеги. Но можно говорить и о другом: плотность воздушного движения в Российской Федерации значительно ниже, чем за рубежом. Следовательно у нас нагрузка на авиадиспетчеров - а она рассчитывается по количеству обслуживаемых самолетов на одного специалиста - также значительно меньше, чем за границей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка