О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушным регулировщикам голод не помеха

Конфликт ростовских авиадиспетчеров с руководством "Госкорпорации по организации воздушного движения", начавшийся пару недель назад, очень быстро перерос во всероссийскую акцию протеста невиданного доселе масштаба

Конфликт ростовских авиадиспетчеров с руководством "Госкорпорации по организации воздушного движения", начавшийся пару недель назад, очень быстро перерос во всероссийскую акцию протеста невиданного доселе масштаба. Сейчас по всей России объявили голодовку уже более двух тысяч воздушных лоцманов. Причем с каждым днем их количество растет на несколько десятков. Акция протеста охватила буквально все диспетчерские центры страны от Калининграда до Иркутска. Требований у голодающих всего два - отставка гендиректора "Госкорпорации" Валерия Горбенко и заключение нового коллективного договора, предусматривающего индексацию зарплат.

Началось все с того, что в конце марта руководство Центра "Аэронавигации Юга" (филиал "Госкорпорации") в Ростове-на-Дону предложило своим сотрудникам заключить коллективный трудовой договор, в котором отсутствовал пункт о ежегодной индексации зарплат. Более того, как заявил председатель профсоюза авиадиспетчеров Ростовской области Юрий Батагов, там содержалось положение о том, что "руководитель может вносить изменения в любой из пунктов документа в одностороннем порядке". Недовольные этим положением авиадиспетчеры неоднократно высказывали свои возражения, но руководство "Госкорпорации" их проигнорировало. В результате сразу после смены более 40 сотрудников "Аэронавигаций Юга" собрались в служебном помещении центра и объявили голодовку. "Бастовать авиадиспетчерам запрещает закон, поэтому голодовка - фактически единственный способ привлечь внимание к нашим проблемам", - заявил нам один из активистов участников акции. Это подтвердили и профсоюзные активисты. По словам г-на Батагова, приостанавливать работы по обеспечению воздушного движения в ходе акции не планируется. "Очередная смена и сейчас находится на рабочем месте и выполняет обязанности в штатном режиме", - подчеркнул глава профсоюза. Тем не менее сразу после смены авиадиспетчеры ростовского центра, как и все предыдущие дни, останутся на ночь голодать.

Проходящая в Ростове акция протеста, скорее всего, так и осталась бы событием локального масштаба, если бы часть авиадиспетчеров не отправилась в Москву. Тридцатого марта Федеральный профсоюз авиадиспетчеров организовал здесь сразу два пикета - у здания "Росавиации" и Минтранса, на которых собралось в общей сложности 200 человек. А уже 1 апреля Южная транспортная прокуратура начала проверку исполнения трудового и воздушного законодательств в ростовском филиале "Госкорпорации". По словам официального представителя местной прокуратуры Агнессы Савченко, к работе привлечены лучшие специалисты государственной инспекции труда и министерства труда и социального развития Ростовской области.

Быстро осознав возможные последствия прокурорской проверки, руководители "Госкорпорации" решили перехватить инициативу и тут же подписали коллективный договор с наиболее лояльными сотрудниками своего филиала - Центра "Аэронавигации Юга". Сразу после этого директор Южного филиала Роман Одинцов поспешил заявить, что в десяти отделениях корпорации новый договор уже заключен, а еще в четырех идет процесс согласования его текста.

Но большинство диспетчеров этот договор не признают и считают незаконным. И понятно почему. Во-первых, подписанный документ не был зарегистрирован должным образом. А во-вторых, он был заключен с нарушением закона. В частности, для его подписания в Ростов-на-Дону были приглашены лидеры лишь некоторых небольших организаций авиадиспетчеров юга России, не выражающих интересы коллектива в целом. Но руководство "Госкорпорации" эти доводы отвергло, а конструктивно обсуждать ситуацию отказалось.

В конечном счете это привело к тому, что акция протеста охватила все соседние регионы. Уже 9 апреля к голодовке присоединились диспетчерские центры Волгограда, Краснодара, Нальчика, Ставрополя и Минеральных Вод. А еще через три дня от еды отказались диспетчеры Сургута, Когалыма, Бугульмы, Иркутска, Екатеринбурга, Нижневартовска, Ханты-Мансийска и Набережных Челнов. При этом условия голодовки ростовских диспетчеров существенно ужесточились - они отказались от приема пищи не только после окончания рабочей смены, но и в рабочее время. По словам Юрия Батагова, ночная смена остается в помещении центра до 23.00, ограничивая при этом прием пищи. Позже они идут отдыхать и готовятся к новой смене.

Наконец, вчера к протестующим присоединились еще три региона - Санкт-Петербург, Вологда и Мурманск, а сама акция протеста стала по-настоящему всероссийской. Как заявил председатель профсоюзной организации Петербургского управления "Госкорпорации по организации воздушного движения" Радж Фаязов, в северной столице с ростовчанами солидарен весь коллектив управления - около 250 человек. "Сегодня мы оцениваем ситуацию как критическую. Переговоры зашли в тупик. Поэтому мы решили также присоединиться к акции протеста", - сказал профсоюзный бонза. По словам Фаязова, уже выделено специальное помещение, в котором диспетчеры устраивают голодовку, но на безопасности пассажиров это никак не отразится.

А вот в Вологде голодающих намного меньше - всего около 50 человек. Впрочем, настроены они не менее решительно. Как заявил лидер профсоюза Вологодского управления "Госкорпорации" Владимир Матюков, диспетчеры готовы отстаивать свои права до конца. "Нашей проблеме уже больше года. С 1 апреля нам должны были провести индексацию заработной платы на пять процентов, но до сих пор этого не сделано. Хотя возможности для этого есть, так как предприятие завершило год с прибылью", - заявил г-н Матюков. По словам профсоюзного лидера, руководство "Госкорпорации" фактически сорвало переговоры с работниками по заключению нового коллективного договора на 2010−2013 годы. "Наши дальнейшие действия будут зависеть от того, как поведет себя начальство "Госкопрорации" в ближайшее время", - подчеркнул г-н Матюков.

Похожие настроения царят и в Калининграде. Как сообщил журналистам председатель калининградского профсоюза авиадиспетчеров Тимур Юркин, с четверга авиадиспетчеры аэропорта начали частичную голодовку в знак протеста против действий руководства "Госкорпорации", которое отказывается подписывать справедливый коллективный договор. По его словам, к авиадиспетчерам присоединились и специалисты электротехнической службы обеспечения воздушного движения. Протестующие будут голодать в помещении, которое предоставит им для акции региональное отделение одной из оппозиционных политических партий.

Несмотря на то что акция протеста продолжает набирать обороты, глава "Госкорпорации" Валерий Горбенко предпочитает отмачиваться. Все попытки связаться с ним успеха не принесли. Впрочем, официальную позицию "Госкорпорации" по поводу массовой голодовки авиадиспетчеров выяснить все-таки удалось. Помощник Горбенко Андрей Прянишников разместил официальное заявление на сайте "Госкорпорации", в котором распространенные в СМИ сообщения о голодовках авиадиспетчеров названы "провокационными и не соответствующими действительности". По мнению Прянишникова, "они представляют собой болезненную реакцию потерявшего авторитет в трудовых коллективах президента Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергея Ковалева". Как следует из этого сообщения, зарплаты авиадиспетчеров в последние годы регулярно индексировались. Так, например, если в 2007 году средняя зарплата диспетчера составляла 43 тыс. рублей, то в 2008 году уже 63 тыс. рублей, а в 2009−м ее уровень достиг 71 тыс. Но это было в период бурного развития отрасли, когда действовал прежний коллективный договор. Теперь же, по словам Андрея Прянишникова, ситуация резко изменилась.

"Мировой финансовый и экономический кризис существенно снизил количество авиационных перевозок в воздушном пространстве Российской Федерации и, соответственно, объемы аэронавигационного обслуживания. Ряд российских авиакомпаний, имеющих крупные дебиторские задолженности за предоставленное предприятием аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, прекратили свое существование. Все это явилось следствием ухудшения финансово-экономического состояния "Госкорпорации" и переносом срока индексации заработной платы персонала, предусмотренной коллективным договором 2007-2010 годов в апреле 2009 года. Тем не менее эта ситуация стала прологом неадекватных действий президента Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергея Ковалева и его ближайшего сподвижника, уволенного за нарушение трудовой дисциплины и систематические прогулы, авиадиспетчера Юрия Батагова", - говорится в официальном заявлении Прянишникова. Но вот почему "Госкорпорация" отказывается индексировать зарплаты диспетчеров в дальнейшем, в распространенном заявлении нет ни слова. Не смог Прянишников разъяснить и ситуацию с односторонним внесением изменений в текст нового коллективного договора по инициативе руководства. А раз так, то акции протеста диспетчеров, судя по всему, будут продолжаться до победного конца....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка