О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Европа замучилась пыль глотать

Исландский вулкан с поэтичным названием Эйяфьятлайокудль закрыл небо над Европой. Миллионы людей не могут попасть домой. Около двадцати стран вынуждены полностью закрыть свое воздушное пространство

Исландский вулкан с поэтичным названием Эйяфьятлайокудль (переводится как "Остров горных ледников") закрыл небо над Европой. Миллионы людей не могут попасть домой. Около двадцати стран вынуждены полностью закрыть свое воздушное пространство. Над северной и центральной частью Европы нет ни одного пассажирского лайнера. "Тишина, как в лесу", пишут в своих блогах европейцы, живущие рядом с воздушными гаванями. А полеты над Северной Атлантикой могут вовсе запретить чуть ли не на шестьдесят лет, пугают эксперты.

В России, по данным Росавиации, в воскресенье отменили 359 рейсов и еще 29 задержали. В аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Новосибирска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Самары и Тюмени застряли 32 тысячи человек. Погода внесла коррективы и в планы вип-пассажиров. На похороны Леха Качиньского в Краков не смогли прилететь президент США Барак Обама, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Николя Саркози, наследник британского престола принц Чарльз, премьер-министр Канады Стивен Харпер.

Почему мир оказался не готов к буйству стихии? Ведь, казалось бы, вулкан не метеорит, его капризы худо-бедно предсказать можно. Что делать людям, которые стали заложниками стихии? "Известия" решили провести собственное (фото: AP)расследование.

Точную цифру общего финансового ущерба посчитают позже, но это - миллиарды. По оценкам экспертов, убытки одной только финской авиакомпании Finair - 2,7 миллиона долларов в день.

- Прямые потери от отмены каждого рейса (без учета питания для пассажиров, размещения их в гостиницу
и т.д.) составляют несколько десятков тысяч долларов, в зависимости от типа воздушного судна. Сейчас уже отменены десятки тысяч рейсов. Простым нажатием на клавиши калькулятора получаем астрономические суммы, - рассказывает генеральный директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. - Это катастрофа для авиакомпаний. И произошла она в очень неподходящее время. Из-за мирового финансового кризиса большинство компаний находятся на грани банкротства. Последствия будут очень серьезными.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) уже заявила, что экономические последствия превзойдут по масштабу ущерб от закрытия воздушного пространства после атак террористов 11 сентября 2001 года.

Самое неприятное - то, что сказать, сколько продлится запрет на полеты, пока не может никто.

- Извержение может остановить воздушное движение на недели, если оно будет продолжаться так же активно, как сейчас,- заявила в интервью информационным агентствам геофизик метеослужбы Исландии Сигурлауг Хьялтадоттир. - Последнее извержение на этом вулкане также происходило в кратере на его вершине. Оно началось в декабре 1821 года и продолжалось более года. Нынешнее может продлиться недели и месяцы, а может закончиться за неделю. Мы не знаем.

На сайтах большинства авиакомпаний висят объявления об отмененных рейсах. Миллионы пассажиров томятся в ожидании в аэропортах всего мира. Одной из жертв исландского вулкана стала и наша сотрудница Елена Шишкунова.

- Я летела из Сеула в Москву через Пекин авиакомпанией Air China, - рассказывает она. - В Пекине узнала, что все рейсы в Москву, как и в Европу, отменены. Начался бардак. Ближайший рейс, на который нам предложили билеты, - 29 апреля. Авиакомпания раздала воду, на этом ее щедроты закончились. Мы за свои деньги купили билеты в Абу-Даби у авиакомпании "Этихад". Но и из Абу-Даби мы не смогли улететь в Москву. Кому повезло и кто успел, попали в бизнес-лаунджи с мягкими диванами и душем. Остальным авиакомпания раздала пледы, и мы спали на полу в аэропорту. Зато кормят постоянно. Как нам объяснили в Air China, авиакомпания ничего особого предпринимать не обязана, "потому что произошел форс-мажор". Все зависит от ее желания сохранить репутацию.

Часть компаний все же размещает своих пассажиров в отелях и предлагает либо поменять билеты на другие даты, либо сдать билет и ехать наземным транспортом. Впрочем, и здесь все непросто. РЖД могут прицепить максимум (фото: AFP)три дополнительных вагона к поездам, идущим в Европу.

- График движения составлен на целый год. Чтобы его поменять, мы провели огромную работу. К тому же не у всех европейских вокзалов есть возможность принимать "длинные" поезда, - пояснили "Известиям" в пресс-службе РЖД.

Часть экспертов считает, что небо над Москвой тоже могут "закупорить".

- Болгария уже закрыла свое воздушное пространство. Если интенсивность выбросов исландского вулкана и скорость ветра не изменится, то Москву могут закрыть уже на следующей неделе, - говорит Борис Рыбак.

Одна радость: если это все же произойдет, то хотя бы проблем с поездами не должно возникнуть. Внутри России РЖД могут пускать сколько угодно дополнительных составов, а поднимать цены на билеты, по российским законам, перевозчики не могут....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка