О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Экономика вулкана

Форс-мажор. Суммарный размер убытков от извержения исландского вулкана ­Эйяфьяллайокулль достиг $4 млрд. Но винить в них надо скорее не природу, а мнительность европейских властей

Форс-мажор. Суммарный размер убытков от извержения исландского вулкана ­Эйяфьяллайокулль достиг $4 млрд. Но винить в них надо скорее не природу, а мнительность европейских властей.

Страна-полубанкрот Исландия невольно поддала пеплу старушке Европе. Извержение вулкана с труднопроизносимым названием - для удобства назовем его "горячий Эй" - вызвало транспортный коллапс в Старом Свете. Вспомнив душераздирающую историю почти 30-летней давности о Boeing, у которого после попадания в облако вулканического пепла отказали двигатели, с 15 апреля европейские чиновники стали запрещать полеты.

Хуже всего авиаперевозчикам пришлось в период с 17 по 19 апреля, когда убытки составляли колоссальные $400 млн в сутки. Остановилось 29% мировой авиации, миллионы пассажиров застряли в аэро­портах в полном бессилии. Суммарные убытки отрасли Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценивает в $1,7 млрд. Глава ассоциации Джованни Бизиньяни, сравнивая потери от нынешнего кризиса с ущербом, нанесенный отрасли 11 сентября 2001 года, когда США закрыли свое воздушное пространство на три дня, сделал вывод: сейчас хуже. Авиаперевозчики и без того сначала страдали от высоких цен на топливо, затем от кризисных явлений в мировой экономике, теперь еще "горячий Эй". В 2009 году, по оценкам IATA, отрасль из-за кризиса потеряла $9,4 млрд, в 2010-м - $2,8 млрд. Джованни Бизиньяни попросил правительства разных государств мира снять ряд запретов, действующих для авиакомпаний, например, разрешить полеты в ночное время суток и найти возможность компенсировать пассажирам их убытки хотя бы частично за счет бюджетных средств.

Без рыбы и авто. Но авиакомпании оказались не единственными пострадавшими. Следующей потери понесла туристическая индустрия, убытки которой составили $2,3 млрд. Об этом сообщил генеральный секретарь Всемирной туристической организации Талеб Рифаи. Ежедневные потери оцениваются в $400 млн. Так, крупнейший туроператор Евросоюза TUI Travel лишается 5-6 млн фунтов стерлингов ежедневно. Австралийский оператор Quanras говорит о суточных потерях в $1,4 млн. Представители Российского союза туроператоров говорят, что россияне спешно аннулируют туры на майские праздники. Здесь констатируют, что около 20-30% туров, запланированных на начало мая, уже отменено. Кроме того, очень неохотно покупаются новые туры. Впрочем, в Ассоциации туроператоров России говорят, что отказов значительно меньше - около 7%.

От перебоев в авиаснабжении страдает автопром. BMW из-за нехватки комплектующих, которые обычно доставлялись по воздуху, приостановил работу трех немецких заводов. Nissan по этой же причине застопорил одну из двух линий завода в Токио, а завод на острове Кюсю полностью прекратил работу. Фабрики BMW в Штатах также работали с перебоями: к ним не успевали поступать коробки передач к автомобилям. Компания ищет способы выхода из кризисной ситуации. BMW говорит, что, по предварительным оценкам, выпустит на 7 тыс. авто меньше, чем планировала изначально. Недополученные доходы в данном случае составят около $200 млн. Nissan от оценок воздерживается: линии приостановлены на неопределенное время. Каждый день простоя стоит компании 2 тыс. невыпущенных авто. Здесь речь идет об ущербе в размере около $30 млн в день. Частично производство автомобилей остановила также Honda.

Потери других отраслей хоть и меньше, но исчисляются десятками миллионов. Норвежская Marine Harvest Norway (производство морепродуктов) с сожалением сообщила о сокращении лова, чтобы избежать переполнения европейского рынка при недопоставках в Азию и Северную Америку, куда самолеты пока не способны доставить свежий продукт. Американская Whole Foods Market Inc замечает снижение объемов поставок рыбы и других продуктов для суши. Из Египта в Израиль не могут доехать бобы и пепперони, а фермерам приходится выбрасывать быстро портящиеся цветы и овощи. В частности, кенийские цветоводы (треть поставок цветов в Евросоюз) говорят о потерях в $3 млн в сутки. Невозможно экспортировать цветы из сектора Газа, меж тем это основная статья доходов палестинского анклава.

"Плачет" шоу-бизнес: всемирно известный венгерский пианист Андраш Шиффа не смог долететь до России - его концерт переносится. До концертных площадок не доехал Пласидо Доминго, концерт которого был запланирован в "Крокус Сити Холл". Из-за хаоса в воздухе Paramount Pictures и Marvel Entertainment решили перенести мировую премьеру сиквела "Железный человек". Стихийное бедствие дотянулось даже до кинофестиваля Tribeca в Нью-Йорке, который начался 19 апреля. Многие кинематографисты банально пропустили показы собственных фильмов.

Игры в страховку. Нет худа без добра: в любой катастрофе есть положительные стороны. В Cisco Systems отмечают небывалый всплеск интереса к видеоконференциям. В компании заверяют, что в ее офисах не осталось ни одного свободного демонстрационного зала. Объемов дополнительной выручки здесь не называют. Очевидно, вулканический кризис, по крайней мере, на первых порах, сулит дополнительные барыши операторам сотовой связи за счет роста переговоров в роуминге.

Неплохо пошли дела в связи с огромным числом застрявших в аэропортах людей и у метрдотелей. Ассоциация туроператоров России даже составила "черные списки" европейских партнеров, взвинтивших цены в связи с авиационным коллапсом. По оценкам ассоциации, 30 тыс. россиян не смогли из-за вулкана вернуться из Европы домой. Всего пострадавших - миллионы. Кстати, владельцы многих отелей не гнушались выставлять туроператорам штрафы за отказ от ранее забронированных номеров. Многие заставляли своих партнеров компенсировать стоимость пустующих номеров на весь срок предполагаемого отдыха туристов. Ассоциация уже обратилась к туристическим компаниям с просьбой сообщать о гостиницах, ведущих себя некорректно. "Черный список" она обещает опубликовать в СМИ. Справедливости ради: наживаются не все. 30 нью-йоркских отелей даже сделали скидки в размере 15% для тех, кто был вынужден задержаться в США по причине транспортного коллапса.

Страховые компании теперь активно предлагают новый продукт - страхование от стихийных бедствий. Раньше спроса на эти услуги практически не было. Стоимость путевки для туристов этот пункт удорожает на полпроцента, говорит заведующий кафедры страхования МГИМО Рус­тем Юлдашев.

А ирландские букмекерские конторы уже принимают ставки, когда закончатся извержения. Тотализатор Paddy Power предлагает двенадцать временных периодов: на апрель ставки принимаются из расчета 2:1, на май - из 4:1. С таким же соотношением букмекеры принимают ставки на то, что извержение закончится в 2011 году. Есть и те, кто верит, что извержение будет длиться до 2013 года: игроки тут ставят из расчета 25:1.

Переборщили. Что будет, если вулкан и в дальнейшем продолжит свою "работу", эксперты оценивать не берутся. Еще пара недель в таком положении - и многие компании просто обанкротятся. Вулканологи внятных прогнозов не дают: одни говорят, что "горячий Эй" скоро "успокоится" и его активность уже начинает снижаться. Другие не исключают, что извержение продлится несколько лет. Третьи рассуждают о возможности пробуждения соседнего и более крупного вулкана Катла: в Исландии готовятся к этому уже 20 лет.

Но вот какое дело: голоса тех, кто называет запрет полетов излишне жесткой мерой, все громче. Рос­авиация не стала закрывать небо и как-то еще ограничивать работу аэропортов даже в самые тяжелые дни. В конце концов, камчатские сопки дымят постоянно, но российским летчикам на Дальнем Востоке это не мешает. Здесь как с запретом на работу электронных устройств во время взлета и посадки: якобы они мешают работе судовых приборов - точных доказательств нет, но на всякий случай ноутбуки и телефоны приходится отключать.

Сами европейцы начали понимать, что переборщили, и стали постепенно отказываться от ограничений, несмотря на продолжение извержения "горячего Эй". 21 апреля в регионе было произведено 22,5 тыс. рейсов - 80% от обычного количества. 22 апреля - почти 100% авиарейсов. Однако на преодоление последствий "пробки" понадобятся недели....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финанс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка