Автор: Ирина Мокроусова
Опубликовано: 28.04.2010, 13:05
 

Как вулкан ударил по "Аэрофлоту"

Slon.ru подсчитал потери авиакомпании от исландского извержения


Едва оправившись от шока, в который поверг авиационную отрасль исландский вулкан, российские перевозчики начали считать свои потери от закрытия европейского неба. Убытки "Трансаэро", по подсчетам компании, составили примерно 20 млн рублей, ГТК "Россия" - 6 млн рублей. С "Аэрофлотом" все сложней: крупнейшую авиакомпанию страны больше других коснулся запрет на полеты в Европу, и, по словам руководителя компании Виталия Савельева, потери "Аэрофлота" составят миллионы долларов. Я попробовала их подсчитать.

Потери авиакомпаний нужно разделить на две части: непосредственные убытки от операционной деятельности и непредвиденные затраты. К последним, прежде всего, относятся затраты на размещение и питание пассажиров, которые российские авиакомпании взяли на себя. В одной из авиакомпаний мне предоставили такие данные: пассажиров расселяли в двух- и трехместные номера, и затраты на одного человека при размещении в европейском отеле в среднем составили 90 евро в сутки, в российской гостинице - примерно 30 евро в сутки. На эти цифры можно ориентироваться при подсчете затрат "Аэрофлота".

По словам Виталия Савельева, в Европе "Аэрофлот" расселил по гостиницам 2000 человек. Поскольку неизвестно, сколько суток каждый из этих пассажиров жил в отеле, посчитаем за 5 суток: получается 900 000 евро. В российских гостиницах "Аэрофлот" разместил 1300 человек, и если все они жили бы 5 суток, то авиакомпании это обошлось бы в 227 500 евро. Все вместе - почти 1,2 млн евро. Вряд ли больше: источник в одной из авиакомпаний подчеркнул, что "пассажиров заселяли не в пятизвездочные отели и не в президентские номера".

Следующая статья расходов - возврат билетов. Савельев сказал, что "Аэрофлот" вернул пассажирам полную стоимость 4000 билетов, но точную сумму возврата не назвал. Точно ее вычислить сложно, поскольку на разных направлениях у "Аэрофлота" разный уровень тарифов. Например, билет в Германию стоит дешевле, примерно 150 евро, - на этом направлении очень большая конкуренция, а во Францию, куда кроме "Аэрофлота" летает только его же партнер Air France, - под 1000 евро. Если взять 500 евро в качестве среднеевропейского тарифа и исходить из того, что "Аэрофлот" принял назад 4000 билетов, получим 2 млн евро как сумму возврата.

С возвратом билетов "Аэрофлот" отделался малой кровью. Судя по цифрам, которые приводил оперативный штаб авиакомпании, созданный по случаю извержения вулкана, ежедневно "Аэрофлот" перевозит в Европу и обратно примерно 10 000 человек. Пассажиропоток за 5-6 дней, в течение которых небо Европы было закрыто, составил бы 50 000-60 000 человек, и это принесло бы "Аэрофлоту" 25-30 млн евро. Как следует из анализа маршрутной сети авиакомпании и статистики выполнения европейского расписания, "Аэрофлот" выполнял, в среднем ,только 30% регулярных европейских рейсов. Так что уровень отказа от билетов мог бы быть и выше. Почему так вышло? Просто авиакомпания принимала пассажиров с билетами в закрытые для полетов города на другие европейские рейсы, а также ставила более вместительные самолеты и, например, массово вывозила пассажиров в Италию.

В общем, затраты "Аэрофлота" по двум статьям - забота о пассажирах и возврат билетов - в самом худшем случае составили примерно 3,2 млн евро. Перевозчик вполне может рассчитывать на то, что расходы по первой из этих статей ему компенсирует государство. А оставшиеся 2 млн евро - не такая уж страшная цифра, особенно если учесть, что в среднем 60-70% регулярных рейсов не выполнялось, то есть, основную часть затрат на организацию полетов "Аэрофлот" не нес. Из структуры расходов авиакомпании следует, что больше всего денег - больше 50% затрат - она расходует на топливо и обслуживание пассажиров на борту.

Но у "Аэрофлота" есть еще одна статья потерь, о которой все почему-то забыли. По сложившейся практике, крупнейшая авиакомпания страны получает от зарубежных перевозчиков деньги за пролет по транссибирской воздушной трассе. В отчетности авиакомпании размер этих платежей не выделен отдельной строкой. О сумме поступлений по этой статье доходов можно только догадываться. Отрасль догадалась: $300-400 млн ежегодно.

Эти деньги платят как азиатские, так и европейские перевозчики: Lufhansa, Air France, British Airways, Swiss, SAS, Austrian Airlines и другие. А раз все они не летали из Европы в Азию и обратно, то и "Аэрофлот" за их полеты денег не получит. Сколько? Чуть больше, чем сам он заплатил за размещение пассажиров и возврат билетов. За каждый день простоя своих европейских и азиатских коллег "Аэрофлот" лишится примерно по $1 млн. Только эти потери российские чиновники ему вряд ли возместят.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 апреля 2010 года | Дайджест публикаций за 28 апреля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэрофлот - российские авиалинии, Авиакомпания "Россия", Air France (в процессе тестирования)