О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании набирают высоту

В 2010 году прибыль перевозчиков должна составить $2,5 млрд

Международная ассоциация авиатранспорта (IATA) изменила прогноз в отношении финансовых итогов работы авиакомпаний в 2010 году с "отрицательного" на "положительный". Авиакомпании, по оценкам IATA, впервые с 2007 года должны получить прибыль в размере $2,5 млрд, их выручка может составить $545 млрд. Единственным регионом, который останется убыточным, будет Европа, пострадавшая от извержения вулкана в Исландии. Украинский рынок, по прогнозу экспертов, вырастет минимум на 8-10% по объемам перевозок, но доходность авиакомпаний будет расти медленнее.

Впервые с 2007 года IATA прогнозирует возвращение мировой авиаиндустрии к прибыльности. Как отмечается в опубликованном вчера отчете ассоциации, прогнозная чистая прибыль авиакомпаний в 2010 году составит $2,5 млрд при выручке в $545 млрд. Объемы пассажирских и грузовых перевозок вырастут на 7,1% и на 18,5% соответственно. Такой прогноз был неожиданным, так как еще в марте эксперты IATA прогнозировали, что авиаперевозчики закончат год с убытком в $2,8 млрд.

"Мировая экономика восстанавливается от финансового кризиса быстрее, чем ожидалось. Авиакомпании извлекают выгоду из роста перевозок, что способствует росту прибыли индустрии",- пояснил глава IATA Джованни Бизиньяни. Ранее IATA полагала, что на восстановление потребуется как минимум три года. Но текущие прогнозы, по словам господина Бизиньяни, показывают, что отрасль на 75% вернулась к докризисному уровню.

Лидером роста станет Азиатско-Тихоокеанский регион - здесь чистая прибыль авиаперевозчиков составит $2,2 млрд. Этому будет способствовать рост экономики Китая, говорится в отчете. Прибыль авиаперевозчиков в Северной Америке, которые улучшают показатели за счет роста спроса и активного слияния, достигнет $1,9 млрд. Замыкает тройку лидеров Латинская Америка: там чистая прибыль составит $900 млн.

Единственным регионом, который закончит 2010 год с убытком, станет Европа. По прогнозам аналитиков IATA, потери европейских авиакомпаний составят $2,8 млрд. Серьезное отставание Европы от других регионов обусловлено несколькими причинами. В частности, на динамику восстановления рынка повлияло извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокюдль - в результате массовых отмен рейсов европейские авиаперевозчики потеряли $1,7 млрд. Выходу из кризиса препятствуют и забастовки. Lufthansa потеряла $59,7 млн из-за забастовки пилотов в феврале, а забастовки летного состава British Airways, начавшиеся в мае, уже обошлись компании в $173,2 млн. Но в отношении перспектив Европы эксперты настроены скорее оптимистично: "Можно с определенностью сказать, что самое плохое уже позади, и большинство компаний выходят из кризиса более здоровыми",- заметил в беседе с Ъ старший аналитик брокерской компании BGC Brokers Говард Уилдон.

Лидеры украинского рынка - "АэроСвит", "Международные авиалинии Украины" (МАУ), "Днеправиа" и Donbassaero - не публикуют квартальных финансовых отчетов или данных по пассажироперевозкам. Но как показывает статистика Министерства транспорта и связи, за четыре месяца украинские авиакомпании увеличили пассажироперевозки на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года - до 1,32 млн человек. Из них на международных линиях было перевезено 1,08 млн пассажиров (+25,5%). Позитивную динамику демонстрируют и аэропорты - их пассажиропоток за четыре месяца составил 2,31 млн человек (+4,2%), из которых на "Борисполь" пришлось 1,55 млн пассажиров (+3,3%). К концу года рост пассажиропотока может составить около 8-10%, прогнозирует директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава: "Такой прогноз обусловлен в первую очередь восстановлением экономической активности. Увеличиваются и чартерные программы авиакомпаний".

Для украинского рынка даже незначительный рост положителен, ведь в прошлом году падение достигло 16,99%, до 5,13 млн. Так, "АэроСвит" потерял 44,8% пассажиров, а МАУ - 7,6%. Впрочем, рассчитывать на аналогичный рост доходов компаниям не приходится, считает Александр Кава. По мнению главного редактора "Авиатранспортного обозрения" Алексея Синицкого, тарифы перевозчиков, которые были существенно снижены в кризис, сейчас растут медленнее, чем спрос на полеты, а резкое повышение цен на билеты может привести к снижению объемов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка