О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Цены на билеты снизятся"

Зампред комитета Госдумы по экономполитике А.Голушко рассказал, действительно ли "Аэрофлот" завышает стоимость авиаперелетов

В четверг спецкомиссия Госдумы при участии представителей ФАС и Минтранса "пригласила" руководителей "Аэрофлота" разобраться, почему госкомпания, согласно десяткам жалоб в Госдуму, завышает цены на билеты на внутренних рейсах. О том, как проходило заседание комиссии и чем "Аэрофлот" аргументировал свою позицию по стоимости перелетов, газете ВЗГЛЯД рассказал зампред комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Андрей Голушко.

"Цена билета выросла в два раза"

- Андрей Иванович, давайте начнем с того, почему под удар вашей комиссии попал именно "Аэрофлот", а не какая-либо другая авиакомпания?

- К работе частных авиакомпаний у нас меньше вопросов, нас интересует только одно - соблюдают ли они законы или нет. Дальше нас не касается, сколько они платят дивидендов акционерам, какие зарплаты получают топ-менеджеры и так далее. Это частный бизнес. А вот все, что касается госкомпаний, интересно представителям законодательной власти.

- Рискнем предположить, что активнее всего на заседании комиссии против "Аэрофлота" выступала Федеральная антимонопольная служба...

- ФАС провела свое расследование ценообразования авиабилетов "Аэрофлота" в разных регионах России. Были обнаружены некоторые перегибы на калининградском направлении. Так, когда "Аэрофлот" конкурировал на этом направлении с "КД-авиа", то цены на билет были низкими - от 4 до 6 тыс. рублей. Теперь "КД-авиа" нет, "Аэрофлот" стал монопольным перевозчиком на этом направлении, и билет стал стоить 12 тыс. рублей. То есть не на 10% или 20% выросла цена, а в два раза.

"Набор аргументов "Аэрофлота" понятен"

- Какие же аргументы приводит "Аэрофлот" в пользу своей позиции?

- Во-первых, "Аэрофлот" - коммерческая компания, функционирующая в конкурентной среде. Целью "Аэрофлота", как любого акционерного общества, является получение прибыли.

Во-вторых, компания должна учитывать собственные затраты, тарифы. У нас самое дорогое по сравнению с Европой и США топливо. Где-то 30% затрат приходится как раз на топливо. Достаточно большие расходы компании на аэропортовое хозяйство, аэронавигацию и бортовое обслуживание. Серьезные затраты на обновление парка. И это правда, поскольку у "Аэрофлота" самый молодой парк воздушных судов.

В-третьих, "Аэрофлот" несет серьезные издержки, связанные с особенностями нашего налогового законодательства. Так, в стоимость каждого билета заложен НДС. В других странах НДС вообще отсутствует, что дает им конкурентное преимущество перед нашими компаниями.

- И вы с этими аргументами согласны?

- Набор аргументов "Аэрофлота" понятен, неудивителен и совершенно логичен с точки зрения компании.

Но с нашей позиции вопрос должен задаваться государству. Что оно хочет - чтобы "Аэрофлот" был коммерческой компанией, зарабатывал деньги и дивидендами делился с основным акционером - государством либо "Аэрофлот" должен обеспечивать доступность перевозок. Это совершенно разные задачи.

Но на этот конкретный вопрос не смогли внятно ответить представители Минтранса.

"Цены на топливо можно снизить на 30%"

- За счет чего может произойти снижение стоимости билетов "Аэрофлота"?

- Существует очень много факторов, которые могут повлиять на стоимость билетов и тарифы. Например, есть излишние издержки на аэропортовые сборы, тарифы, платежи на топливно-заправочных комплексах. Государство постепенно сейчас начинает регулировать тарифы аэропортовой деятельности. Но разница в тарифах разных аэропортов огромна.

В Госдуме мы рассматривали вопрос о ценах на топливо. По оценкам ФАС, есть три фактора, устранение которых позволит снизить внутренние цены на топливо на 30%. В сентябре будем рассматривать конкретные поправки в законодательство по этой теме.

- И какие же?

- Во-первых, это запрет на совмещение оптовой и розничной торговли нефтепродуктами. Во-вторых, ограничение монопольного присутствия - не более 25% локального рынка. В-третьих, стимулирование биржевой торговли нефтепродуктами. Решение этих трех вопросов снизит стоимость топлива на 30%.

- И после этого тот же "Аэрофлот" снизит цены?

- По крайней мере, сейчас "Аэрофлот" говорит, что если произойдет хоть какое-то снижение цен на топливо, то цены на билеты снизятся.

"Навязывание услуг недопустимо"

- Может быть, для снижения стоимости билетов государству стоит проводить более активную политику бюджетного субсидирования "Аэрофлота"?

- Да, все это правильно. В свое время было предложено снизить цены на перевозки на Дальний Восток. В текущем бюджете заложено 750 млн рублей на субсидирование перевозок пассажиров с Дальнего Востока. То есть такой механизм уже работает, государство субсидирует перевозку, а "Аэрофлот" продает билеты по низким ценам.

В сентябре мы вернемся к обсуждению этого вопроса. Скорее всего, мы придем к такому решению: функция "Аэрофлота" - действовать в коммерческих интересах, функция государства - выполнять свою социальную функцию и вводить механизм субсидирования.

- При разговоре об "Аэрофлоте" сложно не затронуть тему РЖД, к которой также есть вопросы в части ценообразования...

- РЖД у нас стоят в плане работы. Осенью пройдет специальное заседание по РЖД, и мы будем смотреть, как государство реализует свои функции.

- А имеют ли право РЖД обязательно включать в стоимость билета сервис, в котором пассажиры не нуждаются? Например, включать в стоимость билета стоимость сухого пайка ценой 200-250 рублей?

- Нет, конечно же, это неправомерно. Антимонопольщики должны обязательно этим заняться. Навязывание услуг - это недопустимо, поскольку это прямое нарушение законодательства. Это даже интересно, мы этим займемся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка