О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Развязка и кульминация

Больше недели длился транспортный коллапс на Ленинградском шоссе. Автомобилисты часами стояли в пробке, жители Зеленограда и Лобни оказались отрезаны от столицы, пассажиры опаздывали в "Шереметьево", авиакомпании терпели миллионные убытки

Больше недели длился транспортный коллапс на Ленинградском шоссе. Автомобилисты часами стояли в пробке, жители Зеленограда и Лобни оказались отрезаны от столицы, пассажиры опаздывали в "Шереметьево", авиакомпании терпели миллионные убытки. История того, как всего одна глупость может парализовать половину столицы, очень показательна….

Мост главной трассы страны, проходящий над ее главной железной дорогой, был построен по нелепой конструкции, полвека простоял без капитального ремонта. Несколько лет власти России, Москвы и области пытались передать разваливающийся мост друг другу, а когда это не удалось, в один день перекрыли федеральную трассу, отрезали международный аэропорт и ничего не предпринимали, пока в ситуацию лично не вмешался премьер-министр.

Ничейный мост

Путепровод над Октябрьской железной дорогой был построен в 1960 году и на полвека работы рассчитан не был. Эксперты ГУП "Гормост", который обслуживает все мосты Москвы, еще в 2001 году признали путепровод на 24-м километре Ленинградского шоссе аварийным и о необходимости ремонта твердили давно.

Проблема была только в одном: непонятно, кто оплатит ремонт. Мост находится на балансе Москвы, расположен в Подмосковье и является продолжением федеральной трассы. Российские власти ультимативно заявили, что Ленинградка становится федеральной только с 29-го километра, и денег на ремонт аварийного моста не дали. В 2008 году Москва попыталась передать мост Московской области. Были выпущены все необходимые документы, подписано соответствующее постановление. Но областное Минимущества отказалось брать мост на свой баланс - мол, сначала отремонтируйте.

Между тем мост разрушался. Бетон начал обнажать проржавевшую арматуру. Последние два года путепровод не то чтобы ремонтировали - предотвращали трагедию: над путями повесили сетки, уберегающие поезда от отваливающихся кусков бетона, разваливающиеся подпорки скрепили металлическими уголками.

Распоряжение правительства Москвы о ремонте моста появилось 11 марта - после письма из Генпрокуратуры и Ространснадзора. Начались проектные работы, в том числе - по разработке схемы движения по Ленинградке на время ремонта. И схема, реализация которой привела к транспортному коллапсу, - оставить на мосту узкое горлышко в 2 полосы и полностью перекрыть выезд из "Шереметьево" и въезд на МКАД - была согласована аж с тремя ГИБДД: федеральной, московской и областной. "Мы специально дожидались двух часов ночи с пятницы на субботу, чтобы пропустить всех дачников", - сообщил представитель компании-подрядчика "Пелискер", занимающейся ремонтом путепровода.

С остальными московские власти не то что посоветоваться - даже предупредить не захотели: ни водителей, ни жителей Сходни, Химок и Зеленограда, отрезанных от столицы, ни руководство аэропорта "Шереметьево", ни авиакомпании. Шоссе было перекрыто внезапно.

"Перегораживать единственную транспортную артерию, которая соединяет север Подмосковья с Москвой,- это частный случай общего наплевательского отношения к людям", - считает лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

Абсурд ситуации усиливается тем, что четыре дня автомобилисты стояли в пробке без всякой пользы для злополучного моста: согласно официальному сайту компании-подрядчика, договор между "Пелискером" и департаментом ЖКХ был заключен только 30 июня. По словам инженеров "Пелискера" (руководство компании это отрицает), деньги на ремонт путепровода не переведены до сих пор.

Гигантская пробка стояла ровно неделю. Но на следующий же день после слов Владимира Путина о том, что надо "поработать над этим вопросом", рассосалась. На мосту были открыты четыре полосы, на Ленинградке и прилегающих трассах повешено около 70 знаков, объясняющих правила проезда через проблемный участок. Теперь машины через мост едут медленно, но едут.

Строители, правда, жалуются, что теперь ремонт затянется еще минимум на месяц: срок сдачи моста перенесен с 1 октября на 1 ноября.

Конкуренция или глупость?

Преступлением, дискриминацией и "ущемлением прав многих тысяч людей" назвал ситуацию с перекрытием Ленинградского шоссе гендиректор "Шереметьево" Михаил Василенко. В своем блоге он заявил, что шоссе было перекрыто специально, чтобы заблокировать аэропорт, и что он обращается в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить законность действий московских властей. В ФАС "Новой" подтвердили, что обращение Василенко получено.

"Я не могу объяснить ситуацию ничем иным, кроме как тем, что 3 июля в аэропорту "Внуково", принадлежащем правительству Москвы, приступят к запуску нового терминала, - пишет Василенко в блоге. - Как известно, в конкуренции есть два пути достижения успеха: создать условия количеством, качеством услуг и ценами. Или создать проблемы для конкурентов, не гнушаясь никакими средствами, в том числе используя свой политический ресурс".

Аэропорт "Внуково" обвинения не принял. "Я не согласен с подобными высказываниями, они вызывают у меня только удивление - представить себе, что столичные власти и лично мэр Москвы Юрий Лужков будут преследовать такие цели. Это просто выдумки какие-то", - заявил генеральный директор "Внуково" Василий Александров в интервью "РИА Новости".

Эксперты тоже не восприняли обвинения Василенко всерьез. "Лучше, если бы это была недобросовестная конкуренция, - считает руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - Тогда в этой истории был бы хоть какой-нибудь смысл. Но, боюсь, ремонт на Ленинградке - это следствие вовсе не происков конкурентов аэропорта, а отсутствия дорожного планирования и просто идиотизм".

"Проблемы на Ленинградке - не столько технологические, сколько связанные с отсутствием здравого смысла у правительства Москвы, - согласен Вячеслав Лысаков. - Это часть системных ошибок дорожного планирования, которые встречаются на каждом шагу. К примеру, только в Москве могут строить крупные торговые комплексы около вокзалов, которые и без того сосредотачивают вокруг себя потоки машин. Только в Москве строят третье и четвертое транспортные кольца, которые не нужны, не удобны и километр которых стоит, как километр тоннеля под Ла-Маншем".

Авиакомпании

Все дни, пока держалась блокада Ленинградки, в "Шереметьево" по громкой связи сообщали о проблемах с выездом из аэропорта и предлагали пользоваться аэроэкспрессами. В результате его среднесуточный пассажиропоток от Белорусского вокзала до "Шереметьево" всего за неделю увеличился на 65%, достигнув 15 тыс. пассажиров в сутки. Электрички, получасовая поездка в которых обходится в 300 рублей, оказались забиты, как обычные подмосковные поезда.

По словам Михаила Василенко, из-за пробки на рейс опаздывали не только пассажиры, но и пилоты. Мы таких случаев не нашли. Возможно, потому, что, как рассказали в петербуржской ГТК "Россия", прилетающие в Москву экипажи авиакомпании решили вообще не выходить за территорию аэропорта.

Больше всего пострадал базирующийся в "Шереметьево" "Аэрофлот". В четверг заместитель гендиректора по коммерции авиакомпании Андрей Калмыков заявил: из-за того, что дорога к аэропорту была заблокирована, в первый день пробки на свои рейсы опоздали 1300 пассажиров. Авиакомпания была вынуждена вернуть им 75% от стоимости билетов, из-за чего в первый день коллапса потеряла 700 тысяч евро и продолжала терять еще по 400 тысяч каждые сутки.

"Мы видим четкую динамику сдачи билетов. Пассажиры выбирают не авиакомпанию, а аэропорт. Многие из-за пробок выбирают "Домодедово" и "Внуково", - сказал Андрей Калмыков и добавил, что в среду даже министр транспорта Игорь Левитин, улетая в Хабаровск, добирался до "Шереметьево" на аэроэкспрессе.

Терпеть убытки, по словам пресс-секретаря "Аэрофлота" Ирины Данненберг, авиакомпания перестала только в пятницу, когда пробка наконец рассосалась. Как сообщила Данненберг "Новой", общий ущерб от пробки пока не подсчитан. Планов обращаться в суд пока нет ни у "Аэрофлота", ни у "Шереметьево". Как призналась в интервью журналистам пресс-секретарь "Шереметьево" Анна Захаренкова, "наша задача была привлечь внимание общественности, прокуратуры и ФАС, чтобы люди понимали, что виноват на самом деле не аэропорт".

Пока что единственный пострадавший от пробки, не отрицающий обращение в суд "в случае необходимости", - компания IKEA. Из-за затора число посетителей магазина IKEA в торговом комплексе "Мега" в Химках, по словам директора компании по связям с общественностью Оксаны Белайчук, снизилось почти на треть. Тем не менее при какой необходимости компания обратится в суд и против кого будет направлен иск, в IKEA не объясняют.

Несложно предположить, что исков и не будет: для этого сначала нужно найти ответчика. И быть уверенным, что это не правительство Москвы.

Пассажиры

А что делать пассажирам, которые опоздали на свои рейсы из-за затора? В пятницу в "Шереметьево" были установлены информационные стойки Общественной палаты и открыта горячая линия 8-800-250-68-60.

Как объясняет юрист, председатель Клуба защиты прав туристов и эксперт Общественной палаты Дмитрий Давыденко, звонки пассажиров обобщат и подготовят для обращения в суд. "Многие из опоздавших в аэропорт туристов потеряли не только стоимость перелета, но и стоимость всего тура, - говорит Давыденко. - По суду они могут возместить как минимум свои прямые убытки, как максимум - еще и моральный ущерб из-за испорченного отпуска". Туристические компании, авиаперевозчики и аэропорт тут ни при чем: они сами считаются пострадавшими. Иск может быть направлен против правительства Москвы или подрядных организаций, но против кого именно, пока непонятно. По словам Давыденко, юристы ведут юридический анализ, пытаясь понять, кого можно считать ответчиком. А пока перегороженное шоссе остается чем-то ненаказуемым, как снег или дождь.

И дороги не нужны

Представители руководства компании-подрядчика "Пелискер" и специалисты "Гормоста" в один голос говорят, что аварийным ремонтом дело не ограничится. "Ремонт только дает время - два-три года, максимум - лет пять. Потом мост снова станет опасен, - объяснил "Новой" инженер "Пелискера", попросивший не указывать его фамилию. - За это время должен быть разработан проект либо капитального ремонта, либо нового моста на этом месте. Лучше, конечно, нового моста. Нынешний устарел и технически, и морально. Конструкция моста очень недолговечна и быстро изнашивается. Это бетонные плиты на опорах. Так не строят уже давно".

Первый вице-мэр Москвы Петр Бирюков заявил, что ремонт моста обойдется московскому бюджету в 140 миллионов рублей (жителям Подмосковья, пассажирам и авиакомпаниям он уже обошелся гораздо дороже). Но строительство нового моста со всеми развязками и временными дублерами будет стоить как минимум 5 миллиардов. Эксперты считают, что выигранное ремонтом время Москва потратит на попытки передать проблемный мост хоть кому-нибудь. Действительно, правительство Москвы на днях обратилось в Минтранс РФ с просьбой передать участок Ленинградского шоссе с 1-го по 29-й километр на баланс Московской области или федеральных органов. Федералы до ответа не снизошли. А губернатор Московской области Борис Громов так и вообще заявил журналистам: "Я летаю на вертолете. Вам тоже надо покупать вертолеты вместо машин - дороги не нужны"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка