О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Блокада Ленинградки

"Ленинградка" - отныне имя нарицательное, достойное внесения во все словари русского языка. Оно - синоним нелюбви. На 24-м километре Ленинградского шоссе десятки тысяч москвичей в одночасье увидели подлинное лицо столичной бюрократии

"Ленинградка" - отныне имя нарицательное, достойное внесения во все словари русского языка. Оно - синоним нелюбви. На 24-м километре Ленинградского шоссе десятки тысяч москвичей в одночасье увидели подлинное лицо столичной бюрократии - надменное, циничное и самоуверенное. Что сподвигло чиновников провести столь массовую и откровенную "акцию нелюбви"? В этом разбирались репортеры "Итогов".

Раздвоение столичности

На 24-м километре Ленинградки столкнулись амбиции двух "губерний" - Москвы и Московской области. Злополучный путепровод, находясь на территории Московской области, де-факто состоял в собственности города Москвы. Когда в столице стартовал амбициозный проект "Большая Ленинградка", призванный разгрузить от пробок север мегаполиса, губернатор Подмосковья Борис Громов предложил Юрию Лужкову передать этот мост и другую инфраструктуру на баланс Московской области. Дескать, за границами МКАД тоже надо бороться с транспортным коллапсом.

Москва, как ни странно, отреагировала положительно. Правительство Москвы в декабре 2008 года выпустило постановление № 1091 "О передаче Московской области объектов внешнего благоустройства и прилегающих к ним объектов инфраструктуры". Согласно документу участок Ленинградского шоссе от МКАД до 29-го километра, а вместе с ним Шереметьевское, Старошереметьевское и Международное шоссе должны были безвозмездно перейти на баланс области.

Тут-то и возникла предпосылка для нынешнего скандала. Областные чиновники, не будь дураками, решили "заглянуть в зубы дареному коню".

Оказалось, что путепровод на 24‑м километре Ленинградки пребывает чуть ли не в руинированном состоянии. Опоры моста готовы были в любой момент осыпаться бетонной крошкой, а сама конструкция поражена коррозией. Прошел почти год раздумий. Наконец министерство имущественных отношений правительства Московской области отправило в московскую мэрию письмо, в котором официально отказалось включить злополучный путепровод в свой реестр. Формулировка отказа такова: "Объекты необходимо привести в нормативно-ситуационное состояние, поскольку Московская область не располагает средствами для проведения их реконструкции".

Возник правовой коллапс: на тот момент спорный объект уже вычеркнули из столичного реестра, и соответственно за Москвой он больше не числился. Однако, по словам представителя пресс-службы департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, отмена права на хозяйственную деятельность не влечет за собой снятие с балансового учета предприятия до момента его передачи. То есть путепровод вроде бы уже подмосковный, но в то же время все еще столичный. По крайней мере и до сих пор он продолжает числиться на балансе ГУП "Гормост" и даже включен в титульные списки площадей уборки территории на 2009-2010 год. Коммунальные службы города должны поддерживать его в чистоте. Но не более того....

Разрушающийся путепровод завис между двумя субъектами Федерации - Московской областью, которая отказывается принимать мост на баланс из-за его аварийного состояния, и Москвой, не спешащей его ремонтировать, так как все равно отдавать соседям. Наконец под нажимом надзорных органов в марте текущего года правительство Москвы принимает решение привести в порядок мост, выделив на эти цели 140 миллионов рублей.

"ОАО "РЖД" неоднократно обращалось в Министерство транспорта РФ, Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру, правительство Москвы и в другие ведомства с предупреждением о неисправном состоянии путепровода на 24-м километре Ленинградского шоссе, через который осуществляется крайне интенсивное автомобильное движение и который расположен над участком Октябрьской железной дороги", - заявил "Итогам" пресс-секретарь компании Дмитрий Перцев. В обращениях говорилось, что компания за свой счет провела обследование данного путепровода и установила, что он находится в аварийном состоянии.

Если все все знали, то почему форс-мажор возник внезапно и именно в конце июня? Согласно одной из версий, которой с "Итогами" поделились в управлении ГИБДД по Московской области, решение об авральном перекрытии трассы было принято потому, что мост вдруг начал интенсивно разрушаться. Свое дело сделала жара, обрушившаяся на столичный регион. Из-за нее в опорах появились многочисленные трещины. Власти, опасаясь того, что путепровод просто рассыплется, приняли решение немедленно закрыть его, наплевав при этом на сотни тысяч жителей Подмосковья, дачников и авиапассажиров. Источник "Итогов" в столичной мэрии подтвердил тот факт, что решение о ремонте принималось в авральном режиме: "На одном из рабочих заседаний Петр Бирюков сказал: "У нас есть предписание прокуратуры и Ространснадзора, поэтому закрывайте движение и приступайте к работам".

Объезд здравого смысла

И тут начинается вторая часть трагифарса. В ночь на 26 июня мост перекрывают, а съезды на Ленинградку с МКАД баррикадируют намертво. По идее, уже наутро власти должны были массировано вбросить в СМИ информацию об угрозе коллапса, наметить четкие варианты объезда и, что немаловажно, подготовить эти трассы технически, оснастив их нормальным освещением, указателями и пикетами ГИБДД. Но тут новая коллизия: все объездные трассы принадлежат Московской области, и соответственно готовить их к увеличенному транспортному наплыву должны были областные власти за свой счет. Но отсутствие координации между двумя субъектами (если не сказать - их открытая вражда), судя по всему, сыграло свою пагубную роль. В конце концов пути объезда были предложены - через Волоколамское, Осташковское, Дмитровское шоссе, параллельные Ленинградке. Нагрузка на эти трассы увеличилась в разы, и коллапс распространился на весь север Московской области. Кстати, в самый его пик на Дмитровском шоссе затеяли менять дорожное покрытие. Слов нет - одни выражения...

В Законе "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" черным по белому написано, что "в случаях реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких реконструкций, капитального ремонта и о возможных путях объезда". По словам специалистов-транспортников, "если на каком-либо участке дороги ремонтные работы осложняют движение транспорта, то местная администрация или владелец дороги согласно заявке, подаваемой ремонтной организацией не менее чем за 5 дней до начала производства работ, должны определить по согласованию с ГИБДД порядок движения через переезд или организовать пропуск транспортных средств под ближайшие искусственные сооружения или другие переезды".

О том, что в случаях перекрытия крупных магистралей необходимо проводить системный анализ дорожной обстановки, в один голос говорят все специалисты в области градостроения. "Столичные власти недооценили возможные последствия, - говорит ведущий научный сотрудник ЦНИИП Градостроительства Александр Стрельников. - Когда проходит реконструкция, то необходимо начать с "дублеров". Если "дублер" не решает проблему, необходимо организовать пути объезда. Коли и это невозможно, надо освобождать одну сторону дороги от ремонтных работ либо организовать реверсивное движение". "Надо было создавать хотя бы временный путепровод", - выражает свое мнение профессор кафедры мостов и транспортных тоннелей Московского автомобильно-дорожного института Павел Саламахин.

Никто не озаботился этими вопросами просто потому, что нормативная база, регулирующая вопросы организации транспортного движения, крайне несовершенна. "У нас есть дорожное хозяйство, есть ГИБДД, у которой собственные интерес и цели, а также существует логика градостроения, которая призвана обеспечить доступность, проходимость и удобство, - говорит Александр Стрельников. - Проще, не задумываясь, механически перекрывать дороги ради стройки. За комфорт никто не отвечает, и в этом проблема".

Территория нелюбви

Главный урок блокады Ленинградки - это отсутствие желания у столичного и областного правительства работать рука об руку, идти на взаимные компромиссы во имя интересов граждан. Инстинкт удельного княжества взял верх над здравым смыслом. "О проблеме, возникшей на Ленинградском шоссе, столичные и областные чиновники должны были думать заранее за одним круглым столом, - считает Павел Саламахин. - B реальности же вопросы, связанные с созданием агломерации, представители обеих сторон просто-напросто игнорируют".

Чем сердце успокоится? По информации "Итогов", первый этап работ уже выполнила служба ГУП "Гормост", на балансе которой состоит объект. А дальше подключились дополнительные силы. Контракт на проведение ремонта заключен с компанией "Пелискер". Строителям предстоит усилить конструкцию опор моста, для этого надо смонтировать 340 тонн металлоконструкций. Но будущее объекта пока окутано туманом. Дело в том, что противоаварийные работы - это только верхушка айсберга. Дальше потребуется дорогостоящий капремонт, который не проводился с 1960 года (именно тогда путепровод был сдан в эксплуатацию). В 2004 году мост пережил косметический ремонт, которого хватило на 5 лет. По словам специалистов, после нынешнего ремонта запаса прочности у путепровода может хватить еще на пять лет. Что потом? А потом, говорят специалисты, с учетом роста транспортного потока необходимо будет расширять путепровод до четырех полос в каждую сторону. На это потребуется около 5 миллиардов рублей из кармана налогоплательщиков. Может оказаться, что за свои кровные деньги мы получим аналогичную блокаду, вот только длиною в несколько лет. Такую же, какую в Москве наблюдаем на площади Белорусского вокзала, на Соколе и Звенигородском шоссе. Приходится привыкать: Москва - территория нелюбви....
Авторские права на данный материал принадлежат «Итоги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка