О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небеса обетованные

В Москве существует три аэропорта, имеющих статус международного, - "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово". Первым владеет федеральное правительство, вторым - московские власти, а третий в управлении частной компании "Ист Лайн"

В Москве существует три аэропорта, имеющих статус международного, - "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово". Первым владеет федеральное правительство, вторым - московские власти, а третий в управлении частной компании "Ист Лайн". Не исключено, что и в случае с "блокадной Ленинградкой" свою роль сыграли разногласия между владельцами этих трех воздушных ворот столицы, считают эксперты, опрошенные "Итогами". Тем более что войны за московское небо имеют давнюю и богатую историю.

В 1997 году управляющей компанией "Домодедово" стала группа "Ист Лайн". На тот момент аэропорт переживал серьезный кризис: акт проверки Счетной палаты от 16 октября 1998 года фиксирует задолженность "Домодедово" перед бюджетом в 21,8 миллиарда рублей, предприятие неплатежеспособно, техника устарела, производственная база изношена на 80 процентов. Вложив из собственных и привлеченных средств рекордные для отрасли 30 миллиардов рублей, "Ист Лайн" уже в 2004 году по объему перевозок догнал государственный "Шереметьево" - около 12 миллионов пассажиров в год. Еще раньше, в 2001 году, в "Домодедово" начали перебазироваться некоторые иностранные и российские авиакомпании. Сначала Swissair и "Трансаэро", затем из "Внуково" перешла "Сибирь". Позже отказались от услуг "Шереметьево" такие гиганты, как British Airways, El Al, Qatar Airways, японская JAL и другие. Шоком стал уход немецкой Lufthansa в 2008 году. Госчиновники из Росавиации (министр транспорта Игорь Левитин возглавляет совет директоров "Шереметьево") пытались ее вернуть не только гневными письмами, но и угрозами запрета полетов. Однако все попытки оказались тщетными. Передать "Домодедово" государству также не получилось: иски Росимущества к "Ист Лайну" о возврате в федеральную собственность были окончательно отклонены в том же 2008 году.

Тем временем в 2003 году в собственность города Москвы передается аэропорт "Внуково". Но, несмотря на открытие современного международного терминала, догнать "старших братьев" ему пока не удается. По итогам 2009 года пассажиропоток поделен следующим образом: "Внуково" - 7,73 миллиона человек в год, "Шереметьево" и "Домодедово" - 14,8 и 18,6 миллиона соответственно. По доходности столичному проекту также пока далеко до конкурентов. В 2009 году выручка "Внуково" составила 2,3 миллиарда рублей, "Шереметьево" - 7,625 миллиарда. Для сравнения: в "тучный" 2004 год "Домодедово" получил в сумме аж 12,7 миллиарда рублей. Московские власти, впрочем, не отчаиваются - во "Внуково" вовсю строится новый терминал, который должен обслуживать до 7800 пассажиров в час. Терминал примет первые рейсы 6 июля, а официальная церемония открытия пройдет чуть позже.

Между тем у столичных аэропортов всегда была единая головная боль - транспортная инфраструктура столичного региона. Она мешает всей "тройке", но создать из этого ресурса конкурентное преимущество еще никому не удавалось. По мнению гендиректора "Шереметьево" Михаила Василенко, это получилось у столичных властей, которые перекрытием Ленинградского шоссе якобы попытались заманить во "Внуково" иностранные авиакомпании. Впрочем, по словам главного аналитика интернет-портала "АвиаПорт" Олега Пантелеева, сменить аэропорт приписки за три месяца (столько первоначально власти отводили на ремонт Ленинградки) невозможно. "Переезд для авиакомпании - очень сложный технический процесс, - говорит он. - Проще подождать, когда все об инциденте забудут. Если это преднамеренная акция, то она бессмысленна".

Как бы то ни было, но транспортный коллапс уже ударил по авиаперевозчикам. "Аэрофлот", который недавно построил собственный терминал D в "Шереметьево", объявил о финансовых потерях - 700 тысяч евро в первый же день перекрытия шоссе и по 400 тысяч евро в каждый последующий день. Только за три месяца авиакомпания и аэропорт могут потерять около 1,4 процента годовой выручки каждый. Для сравнения: от ухода Lufthansa "Шереметьево" потерял три процента выручки. "Аэрофлот", который дает больше всего доходов "Шереметьево", никуда не уйдет, - считает руководитель информационного проекта Avia.ru Роман Гусаров. - Во-первых, у компании и аэропорта один владелец - государство. Во-вторых, "Аэрофлот" тесно связан с альянсом SkyTeam, базирующимся в "Шереметьево", что делает переезд еще менее возможным".

Отношения авиакомпаний с аэропортами действительно часто носят "альянсовый" характер. Например, в "Шереметьево" "сидит" 41 авиакомпания, в основном они имеют отношение к SkyTeam. В "Домодедово" обосновались члены альянсов Star Alliance и Oneworld. "У членов альянса есть договоренность о стыковочных рейсах, - говорит Роман Гусаров. - Все они должны быть в одном месте, чтобы ради пересадки не пришлось ехать через всю Москву. Так что если и переезжать, то всем альянсом". Таким образом, проблема с подъездными путями у того или иного аэропорта должна стать хронической, чтобы базирующийся там альянс задумался о смене дислокации.

Теперь в непростых отношениях "большой тройки" предстоит разбираться Федеральной антимонопольной службе. В ФАС, которая получила жалобу от руководителя "Шереметьево", не исключают, что наказание за транспортный коллапс последует......
Авторские права на данный материал принадлежат «Итоги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка