О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Связать в один крепкий узел

Минтранс России в ближайшее время организует переговоры собственников аэропортов "Внуково", "Шереметьево" и "Домодедово", чтобы определиться с целесообразностью создания единой управляющей компании

Министерство транспорта (Минтранс) России в ближайшее время организует переговоры собственников аэропортов "Внуково", "Шереметьево" и "Домодедово", чтобы определиться с целесообразностью создания единой управляющей компании, сообщил накануне в Кисловодске глава Минтранса России Игорь Левитин. Министр, напомним, сопровождает премьер-министра Владимира Путина в поездке по Северо-Кавказскому федеральному округу (СКФО). Глава правительства не оставляет без внимания вопросы строительства и реконструкции аэропортов в России, а И.Левитин будет в среду выслушивать рекомендации премьера по оптимизации авиаперевозок. Как ни парадоксально это звучит, на первый взгляд нехватку денег на реконструкцию испытывают как "провинциальные" аэропорты, так и столичные, например, "Шереметьево". Более того, последний, благодаря стараниям своего гендиректора, публично обвинившего руководство другого московского авиаузла "Внуково" в нечестной конкуренции, заслужил особо внимания В.Путина. На прошлой неделе премьер лично "разруливал" ситуацию вокруг "Шереметьево", недосчитавшегося большого количества пассажиров и денег из-за пробок на подъезде к авиаузлу по причине ремонта моста на Ленинградке.

А в мае В.Путин обсуждал с мэром Москвы Юрием Лужковым вопрос о продлении взлетно-посадочной полосы столичного аэропорта "Внуково" и поручил тогда И.Левитину проработать этот вопрос. Смеем предположить, что вопрос, связанный предложением о создании единой управляющей компанией всеми тремя крупными столичными аэропортами (кроме "Шереметьево" и "Внуково" это и "Домодедово"), хорошо известен В.Путину.

И.Левитин, между тем, признает, что реализовать идею объединения трех аэропортов - технологически очень сложная задача. В то же время он отметил, что у всех аэропортов одни и те же проблемы: обеспечение транспортной доступности, управление воздушным движением, пограничные и другие формальности. И.Левитин также сказал, что целесообразность создания единой управляющей компании прорабатывается на уровне консультантов. Он особо подчеркнул, что начинать надо с защиты прав собственников, и добавил, что в Московском авиаузле нужно объединение аэропортов "не техническое и не корпоративное".

Ранее в правительстве активно прорабатывали вопрос о подборе управляющей компании только для "Шереметьево". Весной этого года генеральный директор "Шереметьево" Михаил Василенко сообщил, что не исключает, что управлять авиаузлом в будущем будет иностранная компания.

Ранее сообщалось, что инвестиционным консультантом аэропорта "Шереметьево" выбран консорциум Credit Suisse - ИК "Тройка Диалог". Инвестиционный консультант должен в течение 2010 года обосновать оптимальный способ консолидации объектов имущественного комплекса аэропорта и предложить эффективный механизм привлечения управляющей компании)инвестора к участию в управлении аэропортом "Шереметьево" на основе международного опыта.

В свою очередь, управляющий партнер Stas Marketing Partners Андрей Стась посчитал тогда вполне вероятной передачу аэропорта "Шереметьево" в управление управляющей компании, созданной при участии "Аэрофлота". По его словам, "эта компания заинтересована в развитии аэропорта, так как является якорным перевозчиком. Однако ряд действующих в настоящее время ограничений не позволяет авиакомпаниям напрямую участвовать в управлении аэропортами".

Но в начале июня первый вице премьер Игорь Шувалов не исключил продажи государством аэропорта "Шереметьево", хотя вариант сдачи аэропорта в аренду продолжает рассматриваться. Выступая перед журналистами в Суздале, И.Шувалов тогда также предположил, что решение вопроса с "Шереметьево" может привести и к приватизации других московских аэропортов. "Мы будем его (аэропорт "Шереметьево") отдавать либо, как мы договаривались, в долгосрочную аренду, либо в концессию, либо мы будем готовы даже продать", - рассказал он, добавив, что государство реализует один из этих вариантов в 2010 - начале 2011 годов. Первый вице-премьер также заверил, что при принятии решения о судьбе "Шереметьево" правительство не собирается формулировать условия конкурса таким образом, чтобы в них вписался лишь один конкретный инвестор. Впрочем, И. Шувалов тогда не исключил, что по аэропорту могут быть приняты и другие решения.

Ряд СМИ уже давно говорят о том, что отсутствие в бюджете средств на развитие аэропорта подтолкнет государство на приватизацию. Не исключалось также, что в числе покупателей выступят владельцы других московских аэропортов. По различным оценкам, за долю в аэропорте можно выручить 1-1,5 млрд евро, а профинансировать покупку могут крупнейшие российские банки.

Участники рыка отмечают, что не следует ожидать от государства продажи всего пакета акций одного из крупнейших аэропортов, скорее, речь пойдет о продаже 49 проц + 1 акции. Группа "Ист Лайн" (контролирует аэропорт "Домодедово"), и владельцы "Внуково" в лице московского правительства вряд ли будут допущены до участия в приватизации "Шереметьево", ведь в этом случае неизбежен своего рода конфликт интересов, говорят аналитики.

В свою очередь, И.Шувалов месяц назад также не исключил, что государство может расширить свое предложение до приватизации Московского авиационного узла в целом, куда помимо "Шереметьево" входят аэропорты "Внуково" и "Домодедово". "Мы начали с аэропорта Шереметьево, возможно, наше предложение расширится. Пока наше первоначальное понимание ситуации таково, что инвесторам может быть интересен в целом Московский авиационный узел, а не отдельно аэропорт Шереметьево", - сказал он. И.Шувалов добавил, что в этом случае могут появиться новые потенциальные инвесторы "с другим объемом возможных инвестиций".

Напомним, что осенью прошлого года из нового терминала "Д" аэропорта "Шереметьево" бы осуществил первые опытные рейсы "Аэрофлота". Стоимость строительства терминала составила 650 млн долларов, окупаемость проекта - 14 лет. Стоит отметить, что новое здание, пятое по счету, крупнейшего аэропорта Великобритании Хитроу обошлось в 4,3 млрд фунтов стерлингов.

Для справки: маршрутная сеть аэропорта "Шереметьево" насчитывает около 200 направлений. 100 проц акций ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" принадлежит государству. Планируется, что к 2015г. аэропорт после реконструкции и строительства комплекса третьей взлетно-посадочной полосы будет обслуживать 35 млн пассажиров в год. Пассажиропоток аэропорта Шереметьево в 2009 году сократился на 3,2 проц по сравнению с предыдущим годом - до 14 млн 764 тыс. человек.

По этому показателю "Шереметьево" отстает от "Домодедово", но пока опережает "Внуково". Однако московские власти вынашивают грандиозные планы по увеличению пассажиропотока "Внуково" в ближайшей перспективе. Накануне прошло открытие нового терминала "Внуково". Владельца аэропорта (правительство Москвы и подконтрольная менеджменту аэропорта компания "Внуково-Инвест" - прим ред) уверены, что терминал общей площадью 250 тыс кв метров позволит вывести пропускную способность аэропорта на уровень 22 млн пассажиров в год, обеспечив при этом международные стандарты сервиса.

Руководитель департамента транспорта и связи Москвы, председатель совета директоров "Внуково" Василий Кичеджи ранее сообщал, что объем инвестиций в аэропорт Внуково на 2010 год запланирован в размере 16,5 млрд рублей, при этом общий объем инвестиций в реконструкцию аэропорта составит 65 млрд рублей. Финансирование осуществляется как за счет заемных ресурсов, так и за счет средств, выделяемых правительством Москвы.

Ранее глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявлял, что его ведомство готово рассматривать московский авиаузел в качестве единого хаба. Он напомнил, что его ведомство всегда выступало за развитие конкуренции между "Внуково", "Домодедово" и "Шереметьево". Однако мир меняется, становится более глобальным, отметил он. "Точно могу вам сказать, что граница (рынка авиаобслуживания) не Россия", - заметил И.Артемьев.

Концепция развития аэропортовой инфраструктуры России, подготовленная по заказу Министерства транспорта и утвержденная правительством, предполагает cоздание 9-11 хабов и формирование 20 крупных узловых аэропортов.

Сейчас в реестр аэродромов гражданской авиации включено 328 аэродромов. Срочная реконструкция необходима 46 проц взлетно-посадочных полос (ВПП) с искусственным покрытием, 18 проц ВПП с грунтовым покрытием требуют капитального ремонта. Только на 65 проц аэродромов есть система светосигнального оборудования. Одной из основных причин создавшегося положения является недостаточный объем инвестиций, направляемых на поддержание и развитие аэропортов.

Федеральные целевые программы на 2010-2015 годы предусматривают на развитие наземной инфраструктуры аэропортов 306,67 миллиарда рублей, что позволит провести реконструкцию в 127 аэропортах и на трех аэродромах учебных заведений, в том числе реконструировать 121 взлетно-посадочную полосу. Состояние аэродромной сети требует для аэропортов, которые входят в национальную опорную аэродромную сеть, ежегодно 65-70 млрд рублей из федерального бюджета....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка