Автор: Дмитрий Беликов, Иван Коновалов
Опубликовано: 09.07.2010, 08:38
 

Mistral буксируют на конкурс

Судостроительная корпорация пытается предотвратить покупку французского вертолетоносца


Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) сделала первый шаг по формальному предотвращению сделки по покупке Министерством обороны РФ французского вертолетоносца Mistral. Завод "Янтарь" (входит в ОСК) обратился в ФАС с просьбой проверить законность возможной сделки. Эксперты считают, что заставить военных изменить свои планы российским корабелам будет сложно.

Вчера "Интерфакс" сообщил, что входящий в ОСК калининградский завод "Янтарь" обратился в ФАС с письменной просьбой проверить законность покупки Минобороны французского вертолетоносца Mistral (копия заявления имеется в распоряжении "Ъ"). В заявлении сказано, что Минобороны, которое "неоднократно через СМИ заявляло о намерении приобрести Mistral" (впервые официально об этом заявил начальник Генерального штаба Николай Макаров 26 августа 2009 года), якобы разработало условия конкурса покупки вертолетоносца, о чем сообщило в сентябре 2009 года. Но "ни до конца 2009 года, ни по настоящее время условия конкурса не обнародованы".

Завод утверждает, что Минобороны не намерено "привлекать к конкурсным процедурам на строительство" корабля российские верфи и КБ, потому что они "якобы не производят и не способны сконструировать" суда подобного типа. Между тем корабль, подобный Mistral (полное водоизмещение 21,3 тыс. тонн, длина 199 м, ширина 32 м), способны проектировать и строить ОАО "Невское ПКБ", ОАО "Адмиралтейские верфи", ОАО "Севмаш" (все три входят в ОСК), а также Балтийский завод (подконтролен Межпромбанку), отмечает "Янтарь".

Отстранение российских верфей от конкурса является нарушением ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", говорится в заявлении, а проведение торгов "с созданием преимущественных условий Mistral" нарушает ст. 17 этого закона. "Янтарь" также указывает на нарушение ст. 6 ФЗ "О гособоронзаказе", поскольку "технические решения, реализованные при проектировании Mistral, не соответствуют требованиям ГОСТа". На "Янтаре" от комментариев отказались, телефон представителей ФАС не отвечал, неофициально в ведомстве пообещали "исследовать сделку". В Минобороны от комментариев отказались.

По словам источника "Ъ" в руководстве ОСК, заявление, аналогичное заявлению "Янтаря", в ФАС уже подали "Адмиралтейские верфи", а в ближайшее время подаст и "Севмаш". Это три ключевые верфи ОСК. Подачу заявлений инициировал головной офис ОСК, который сам в ФАС предпочел не обращаться. Но о том, что руководство корпорации, включая главу совета директоров, вице-премьера Игоря Сечина, категорически против покупки Mistral, "Ъ" сообщал 2 июля. В ОСК вчера подтвердили, что "полностью солидарны с позицией верфей".

Таким образом, конфликт ОСК и Минобороны вокруг сделки по покупке Mistral начал формализовываться. До сих пор стороны обменивались устными заявлениями. Министерство настаивало на покупке одного готового Mistral с возможностью строительства его аналогов в России, а ОСК выступала только за строительство. На прошлой неделе вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в правительстве создается комиссия по покупке Mistral, которую возглавит Игорь Сечин,- на рынке это назвали "первой аппаратной победой" ОСК. Теперь корпорация готовит юридические основания для срыва сделки.

Обращение верфей "может иметь определенные юридические перспективы", говорит юрист МКА "Николаев и партнеры" Василий Моисеев. Но, уточняет он, поскольку конкурс пока не объявлен и его условия не опубликованы, все, что может сделать ОСК, это просто указать ФАС на возможное нарушение законодательства в будущем. По словам юриста, "99% подобных дел оканчиваются тем, что конкурс объявляется, информация о нем публикуется на каком-нибудь сайте так, что ее никто не видит, конкурс выигрывает один поставщик, а потом лица, не принявшие участия в конкурсе, безуспешно оспаривают его в суде". Подача заявления в ФАС - скорее попытка политического давления на Минобороны, соглашается заместитель главы Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

В ОСК не скрывают, что хотят "заставить Минобороны опубликовать условия конкурса и провести его максимально прозрачно, а также объяснить, почему министерство не может закупить подобный Mistral корабль у российских верфей". Источник "Ъ" в Минобороны на это отвечает, что "окончательное решение по вопросу покупки Mistral - за руководством страны, главное, чтобы оно принципиально одобрило сделку, а конкурс будет проведен с соблюдением всех норм российского законодательства". По мнению Константина Макиенко, российские верфи в состоянии строить корабли, подобные Mistral, но "вопрос в деньгах и во времени". В Генштабе Минобороны уже заявляли, что, если российские верфи захотят построить аналог Mistral, на подготовку производства и строительство у них уйдет "пять-семь-десять лет".

 

Дайджест прессы за 9 июля 2010 года | Дайджест публикаций за 9 июля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Иванов Сергей, Макаров Николай, Макиенко Константин, Сечин Игорь, Ан-32 (в процессе тестирования)