О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиация "без царя в голове", или В поисках "мистера БЛА"

Почему Россия продолжает покупать беспилотники в других странах?

В рамках проводившейся с 30 июня по 4 июля в Жуковском новой "военной" выставки - форума "Технологии в машиностроении" - была организована традиционная экспозиция беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и полезной нагрузки для них. Интерес, проявленный к ней со стороны российских и зарубежных специалистов, был весьма высок, тем более что буквально перед открытием форума одно за другим последовали заявления российских и зарубежных высокопоставленных лиц на тему покупки Россией беспилотников зарубежного производства.

Однако за внешним лоском выставочных экспозиций и "чемпионским" спокойствием российских военных и политиков кроется настоящий "вулкан" страстей и проблем, решать которые необходимо в кратчайшее время - иначе последствия для обороноспособности страны окажутся самыми негативными.

Замах - на рубль, а удар - на копейку

Мудрость нашего народа, слагавшего на протяжении веков различные поговорки, просто потрясает. Вот уж сколько лет вынесенной в подзаголовок поговорке, а она все равно как нельзя лучше характеризует ситуацию, сложившуюся с российской выставкой беспилотников, или как она официально называется UVS Tech.

Ранее данное мероприятие проводилось отдельно - в Экспоцентре на Красной Пресне. Причем проводилась вполне успешно: добираться до нее как участникам, так и посетителям было чрезвычайно удобно (особенно после открытия станции метро "Деловой центр"), экспозиция была организована компактно, рядом - проводилось и научное мероприятие (конференция по БЛА) А налаженная инфраструктура Экспоцентра позволяла без проблем перекусить и отдохнуть между переговорами. Была только одна проблема - по причинам безопасности организаторы не могли проводить показательные полеты самих беспилотников, даже мини-класса, что, конечно, несколько снижало зрелищность всего мероприятия.

Поэтому когда российские чиновники решили проводить на площадке МАКСа в подмосковном Жуковском форум "Технологии в машиностроении", объединяя под его "крышей" сразу несколько выставок, в том числе и сухопутную МВСВ, организаторы UVS Tech с повышенным вниманием отнеслись к перспективе участия в нем. Главный стимул - возможность вживую показать российские беспилотники на демоплощадке. Но не тут-то было…

По словам представителей нескольких российских компаний, организаторы форума запросили за летную демонстрацию БЛА такую сумму, что "волосы дыбом встали". Причем ведь полет БЛА - это не полет самолета или даже вертолета: здесь не нужна работа КДП ("вышки"), не нужна заправка огромным количеством керосина и другие "прибамбасы". Не нужны даже большие демонстрационные площади - для наилучшей наглядности БЛА должен летать на удалении 150-200 метров от зрителей, иначе беспилотник потеряется в небе. Платить за час такого действа несколько сотен тысяч рублей - это не входит ни в какие рамки. Нашлась только одна компания, которая смогла выполнить один показательный полет своего БЛА (автор его не видел - говорю со слов коллег). Да и сам павильон с БЛА был организован настолько бестолково, что и так не блещущие многочисленностью российские воздушные роботы едва не затерялись среди андроидной техники, издательских домов и прочего.

И что мы имеем - в следующем году выставка UVS Tech переезжает обратно в краснопресненский Экспоцентр...

"Мистер БЛА", где вы?!

А теперь о главном - почему и зачем мы, "великая авиационная и космическая держава", покупаем беспилотники за границей и что нам следует делать в этой области, чтобы не оказаться на задворках империи воздушных роботов.

Как представляется, главная проблема России в области развития такого сегмента авиационной техники, как БЛА, состоит в том, что так и не определены, несмотря на все указания сверху и намеки снизу, методы и способы применения аппаратов данного класса в интересах военных (отсюда и неспособность Минобороны разработать внятные тактико-технические задания на БЛА разного класса и назначения), а также основные направления развития всего сегмента беспилотников в целом и отдельных технологических и технических направлений в частности.

Еще в прошлом году Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил, что командование ВВС не будет принимать на вооружение ни один из созданных и предлагаемых российскими разработчиками беспилотников.

"Мы не получили ни скорость, ни высотность, ни разрешительные способности, поэтому в настоящее время имеем то, что имеем, - заявил Александр Зелин. - Принимать на вооружение такие беспилотники - это просто преступление".

Совсем недавно, уже в этом году, ныне первый заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин фактически повторил слова главкома ВВС, заявив, что ни один из российских БЛА не удовлетворяет требованиям Минобороны. Критике подверглись такие аппараты, как "Пчела" и "Типчак".

Однако никто почему-то не хочет уточнить, что БЛА "Типчак" создан в точном соответствии с ТТЗ, выданным почти 20 лет назад! Что здесь критиковать? Хотели паровоз, получили паровоз, а не современный скоростной электропоезд. Измените задание - получите соответствующий ему продукт, а если разработчик не может создать этот самый современный продукт - то зачем, в буквальном смысле "упираясь и пыхтя", выделять ему миллиард за миллиардом? Да и сколько в результате выделено-то? Тот же Владимир Поповкин в течение года назвал три цифры: один, семь и, наконец, пять миллиардов рублей! Минобороны не владеет даже информацией о том, сколько точно ушло на БЛА денег?

А ведь еще несколько лет назад Владимир Михайлов, теперь уже бывший главком ВВС, заверял российскую общественность, что волноваться по поводу отставания нашей страны в области разработки БЛА совершенно не стоит - якобы уже дана команда изучить передовой иностранный опыт, на основе чего мы их быстро затем "догоним, не совершив их ошибок". Но, видимо, то ли оценить зарубежный опыт не смогли, не зная "зарубежной мовы", то ли повторили их ошибки и своих еще вдобавок наделали. А затем другие представители ВВС и вовсе заявляли о том, что "не видят места" в боевом строю российской авиации таким аппаратам, как боевые БЛА.

С другой стороны, российских военных и компании-разработчики подводит само пренебрежительное отношение к беспилотникам: дескать, если уж мы ракету и истребитель 5-го поколения сделали, то каких-то там "роботов-козявок" и подавно сделаем. Вот только поглядим, что там - за рубежом - и сразу все сделаем. Однако опыт показывает, что не так уж они и просты-то, воздушные роботы, и если с аэродинамикой и конструированием планеров мы еще справляемся, то с созданием целевой бортовой нагрузки для БЛА в приемлемых массо-габаритных показателях и интеграцией ее и систем связи и управления на борт БЛА мы не справляемся.

"Наверстывать технологическое отставание весьма сложно, - говорит главный редактор беспилотного портала UAV.RU Денис Федутинов. - Разработки должны иметь последовательный и системный характер. Невозможно еще вчера делать кукурузник, а сегодня построить новейший истребитель".

Во время работы выставки "Технологии в машиностроении" у автора этой статьи состоялась весьма познавательная беседа со специалистами одного из многочисленных сегодня американских исследовательских центров, занимающихся вопросами стратегии, развития вооруженных сил и вооружений и военной техники различных стран мира (в последнем случае - с особенным упором на современные высокотехнологичные образцы). Конечно, сегодня главная "страшилка" для Вашингтона - это растущий "восточный дракон", Китай, но и другим странам, своим потенциальным соперникам, они также уделяют повышенное внимание. Потому и приехали в Жуковский - посмотреть на российские технологии в машиностроении.

После беседы с американцами у меня сложилось твердое впечатление, что они были весьма рады - уровень российских технологий в машиностроении и военном деле оказался настолько низок, что они поняли - нас пока можно не бояться. Аналогично было сказано и о российских беспилотниках: за редким исключением типа аппаратов компании "Транзас" или макетов новых образцов беспилотных вертолетов марки "Камов", выставленных на стенде "Вертолеты России", ничего интересного они для себя не увидели.

Однако главное даже не в этом. Американцы, ссылаясь на опыт ведущих стран мира в области создания принципиально новых, высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники, часто опережавших свое время, подчеркнули: для продвижения в стране какой-либо глобальной идеи, способной оказать существенное влияние на весь дальнейший ход научно-технического прогресса в государстве и к которой вполне можно причислить тему беспилотной авиации, всегда требовался хотя бы один идеолог - человек, способный сдвинуть с места маховик бюрократической системы, внедрить в умы лидеров страны, командования вооруженных сил и всего общества в целом идею настоятельной необходимости создания именно этого образца вооружения или техники. К примеру, таким "толкачом" американской программы атомного кораблестроения стал адмирал Хайман Риковер, которого уже давно именуют не иначе как "отец атомного флота США".

Американцы спросили меня: "А есть ли у вас мистер БЛА?"

Честно скажу, задумался я надолго, но так и не нашел, что им ответить - нет у нас такого "мистера БЛА". Вот в этом и вся беда! Пока у нас есть лишь преимущественно заинтересованные в "распиливании" бюджетных средств и проталкивании своей, зачастую не всегда качественной, продукции госзаказчику.

Пора раскошеливаться

В последние годы российские разработчики беспилотников, особенно БЛА вертолетного типа, часто и с нескрываемым восхищением "кивают" на австрийскую компанию "Шибель", которая в течение относительно непродолжительного периода времени разработала беспилотный вертолет "Камкоптер" S-100, вывела на рынок и организовала его поставку в достаточно больших для такого типа БЛА количествах заказчикам - вооруженным силам. Особенно впечатляюще выглядела демонстрация, устроенная компанией в рамках прошлогоднего аэрокосмического салона в Париже - впервые на этой выставке в демонстрационной программе принимал участие беспилотный летательный аппарат!

Однако мало кто знает, что БЛА "Камкоптер" был разработан только за счет собственных средств и научно-технического потенциала компании - причем всего за два года, в 2003-2005 годах, что является примером для подражания для большинства российских разработчиков БЛА и показателем того, что в принципе "нет ничего невозможного для человека с интеллектом".

Еще более показательно то, что компания до того, как занялась проектом "Камкоптер", имела весьма скромный опыт в области беспилотной авиатехники. Будучи основана в 1951 году, она длительное время выпускала небольшие электронные компоненты к различному оборудованию типа стиральных машин, в середине 1980-х годов приступила к разработке и серийному выпуску миноискателей и металлодетекторов, быстро став одним из мировых лидеров в этой области (особенно после того, как СВ США заказали в 1980-х годах партию из 18 тыс. миноискателей), и только в 1990-х годах стала постепенно входить на рынок беспилотной авиатехники.

Никаких многомиллионных вливаний, практически никакой господдержки, чего так требуют российские разработчики, компания "Шибель" не имела. И все же она смогла - благодаря самозабвенному труду ее сотрудников, всех - "от мала до велика", вырваться в число безусловных лидеров в области БЛА вертолетного. Причем на момент вывода на рынок БЛА S-100 численность персонала компании насчитывала всего 150 человек, а ее годовой оборот не превышал 10 млн. евро (около 380 млн. руб.). Сравните с теми расходами и затратами из бюджета, которые имеют место быть в России!

У нас же свои средства в большом объеме в разработку тех БЛА, которые могут представлять хоть какой-то интерес для Минобороны России, вкладывают по большому счету только питерские "Транзас" и "Радар ммс", и частично - московские вертолетные КБ, подконтрольные сегодня ОАО "Вертолеты России", хотя реальные, в железе и композитах, образцы представляют сегодня только первые две компании. Остальные разработчики либо создают БЛА мини-класса, не требующие больших финансовых вливаний и с которыми в России в целом дела обстоят более или менее нормально, либо же, как концерн "Вега", принимая от государства достаточно большие суммы, на выходе выдают продукцию, которая не удовлетворяет военных. Еще одним разработчиком, вкладывающим свои собственные средства в разработку БЛА, является НПК "Иркут" - но она занимается все же не военными, а гражданскими БЛА (для МЧС, ТЭКа и пр.).

"Как представляется, российские компании должны наконец брать часть затрат на НИОКР на себя, не ожидая помощи от государства, - уверен Денис Федутинов, - предлагая заказчикам не просто картинки и модели, а что-то уже в "железе", то есть то, что может быть быстро - при наличии соответствующего дополнительного финансирования, доведено до финальной стадии - под конкретные требования заказчика".

Хотя и государство могло бы "расстараться" в этом вопросе: например, направить те миллионы, которые ушли на обустройство по большому счету не так уж и нужной на сегодня сухопутной выставки в Жуковском - у нас их и так хватает, на ту же беспилотную тематику - хотя бы на формирование внятной концепции развития данного направления ВВТ…

Что делать?

Название произведения Чернышевского в нашем случае актуально как никогда. Действительно, что необходимо сделать, чтобы российская армия получила в достаточном количестве беспилотники разных классов и типов, способные существенно повысить боеготовность войск и эффективность их применения по назначению?

Как представляется, первое, что необходимо сделать в России, - разработать концепцию развития и боевого применения беспилотных авиационных систем различного назначения. Сделать это должен главный заказчик беспилотников - Министерство обороны. Если в самом Минобороны, в Генеральном штабе и в профильных НИИ не осталось уже специалистов, способных трезво оценить потребности отечественных Вооруженных сил в БЛА, проанализировать современное состояние данного направления и опыт боевого применения БЛА за рубежом, а затем разработать концепцию применительно к национальным условиям и требованиям, привлекайте независимых экспертов, создавайте рабочую группу, в которую кроме военных и представителей промышленности войдут не зависящие от коррупционной составляющей и не заинтересованные в продвижении своей продукции специалисты. Такие в России есть. И разберитесь наконец, какие БЛА и для каких целей вам, товарищи генералы, нужны.

А то пока Минобороны сподобилось на проведение этим летом некоего тендера на выбор БЛА для решения задач разведки и целеуказания. Сразу возникают вопросы: какой разведки, целеуказания чему, кому и в каком объеме? Говорят, что все это - секретно. Полная ерунда - концепции, если обратить внимание "за бугор", секретными не являются - смотрите, читайте и, если сможете, учитесь. А вот методы и способы применения, конкретные ТТХ аппаратов - это уже вещи "грифованные"…

Кстати, сама проблема с недостатком средств на развитие БЛА связана во многом с незначительным вниманием, уделяемым данной тематике со стороны российского Минобороны. Причем это относится ко всей теме "военной роботизации", наши генералы по-прежнему в большинстве своем полагаются на массы солдат и танков.

И это при том, что безусловной тенденцией последних 10-20 лет в области военного дела является постепенная роботизация войны, причем на дистанционно или автоматически управляемые образцы военной техники возлагаются все более сложные задачи, а командование мощнейшей армии мира - американской - уже всерьез рассматривает возможность создания в обозримом будущем беспилотных стратегических бомбардировщиков - носителей ядерного оружия.

Впрочем, вооруженные ядерными бомбами и стратегическими крылатыми ракетами летающие роботы - это пока все же удел фантастов и стратегов Пентагона, а вот многочисленные беспилотники, от тактических до стратегических, принимающие реальное участие в боевых действиях, - это реальность нашего времени. Обладая большими возможностями, современные БЛА в сравнении с аппаратами 20-25-летней давности способны уже играть более значимую роль при выполнении особо важных задач. Достижение информационного превосходства, ведение круглосуточной разведки практически на всей глубине обороны противника, осуществление с высокой степенью эффективности операций против одиночных или рассредоточенных групповых целей в населенных пунктах и жилых районах городов, а также самостоятельное - в полностью автономном режиме - нанесение точечных ударов с применением высокоточного оружия - вот лишь некоторые области применения БЛА в современной войне.

Это относится и к другим видам боевых роботов - достаточно побывать, например, на сухопутной выставке "Евросатори" или морской "Евронаваль", чтобы убедится в этом. Роботы в погонах постепенно теснят людей в боевых порядках, что, как представляется, является стратегически верным решением.

Разработав концепцию развития БЛА, российскому Минобороны следовало бы разработать и современные ТТЗ на отдельные аппараты, которые займут те или иные ниши в данной концепции и будут "заточены" под решение тех или иных задач. Поскольку до стратегических высотных БЛА наподобие "Глобал Хока" мы еще "не доросли", а с мини-БЛА у нас в принципе дела обстоят не так уж и плохо, основной упор необходимо сосредоточить на разработке программ создания тактических и оперативно-тактических беспилотников. А для БЛА такой размерности неизбежно потребуются вливания бюджетных денег, с чем у нас всегда дела обстояли неважно.

"Весь мир вбрасывает в беспилотную тему миллиарды долларов, а в России в эту область направляются в лучшем случае миллионы рублей, - отмечает руководитель ОАО "Радар ммс" Георгий Анцев - одного из ведущих разработчиков российского высокоточного оружия. - Государство, похоже, самоустранилось от этой темы, и беспилотная авиация развивается пока что только усилиями энтузиастов".

Однако предприятия, как мы уже указывали выше, должны и сами вкладывать средства в данную тематику. Причем здесь может быть найдено и относительно нетривиальное решение - продвижение отдельных систем на экспорт в качестве дополнения к другим, пользующимся спросом образцов ВВТ.

"Предприятиям необходимо рассчитывать не только на внутренний, но и на внешний рынок, - считает ведущий независимый эксперт в области беспилотной авиатехники Денис Федутинов. - Беспилотники являются частью системы разведки и в этом качестве могут успешно продвигаться Рособоронэкспортом в страны, являющиеся традиционными партнерами России в области военно-технического сотрудничества".

Так, например, казанская компания "Эникс" разработала - причем уже не один год назад - беспилотник для корректировки огня РСЗО "Смерч". Малогабаритный БЛА Т-90 предназначен для ведения наблюдения за местностью, оперативного поиска и обнаружения наземных объектов - целей для РСЗО, уточнения метеоусловий в районе цели и выдача данных для выработки целеуказания для применения ударного оружия. Сам беспилотник размещается в спецконтейнере и выстреливается при помощи штатного 300-миллиметрового реактивного снаряда 9М534 (9М61) комплекса "Смерч". По результатам проведенных испытаний выявлена возможность существенного повышения при использовании данного БЛА на дальности до 70 км точности стрельбы РСЗО и сокращения расхода боеприпасов. Сегодня РСЗО "Смерч" пользуется устойчивым спросом на международном рынке вооружений, однако БЛА Т-90 в комплекте с ним даже предлагается далеко не каждый раз, не говоря уж о реальных поставках.

Если же станет понятно, что российские разработчики все же не способны создать хотя бы приблизительный аналог зарубежным образцам - необходимо выходить на разработчиков последних с целью организации лицензионного производства в России необходимых нам аппаратов, что позволит вооружить армию, сэкономить бюджетные средства и поднять технический и технологический уровни нашей промышленности. Но делать это необходимо строго на основе открытого - и в том числе и для общественности - тендера, заставляя зарубежных производителей "зубами и локтями" вырывать друг у друга вожделенную победу. То есть действовать так, как это делают сегодня военные Индии или Китая, буквально "высасывающие" из зарубежных производителей самые последние новинки в области вооружений и военной техники. На основе же чего принималось решение о сделке с израильтянами о покупке БЛА на сумму около 50 млн. долл. или о постройке совместного предприятия в России с ними же на сумму уже около 300 млн. долл. - так и не понятно. А это вновь заставляет предполагать наличие некой "заинтересованности" определенных кругов и конкретных лиц.

И, наконец, самое главное - надо найти того самого "мистера БЛА", который будет пользоваться уважением как у военных, так и у промышленности. Но это должен быть не "молодой эффективный менеджер", которым у нас сейчас модно поручать различные проекты и после которых проекты остаются так и не реализованными и деньги из казны утекают бурным потоком, а по-настоящему радеющий за беспилотное дело специалист. Вполне возможно, что его надо взять не из Минобороны или компаний-разработчиков, а из сторонних структур. Иначе ведь опять после очередного 22 июня драпать будем…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка