Автор: Андрей Ковалевский
Опубликовано: 09.07.2010, 17:24
 

Авиасообщению мешает НДС


[image]

Полпред президента Александр Хлопонин предложил отменить НДС на внутрироссийских авиамаршрутах. Если Минфин пойдет на это, билеты на самолеты могут подешеветь, но не на 18%, считают эксперты: российские авиакомпании исходят из спроса - если он высок, то и цены будут высокими.

Радикальный способ снизить стоимость авиабилетов предложил вице-премьер - полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. "Надо ставить вопрос об отмене внутреннего НДС, что на 20% удешевит стоимость билета", - сказал он. Вице-премьер уточнил, что этот вопрос поднимался в среду на совещании в Кисловодске, посвященном развитию аэропортов. И привел живой пример: в настоящее время стоимость перелета из Москвы в Германию составляет 6 тысяч рублей, тогда как долететь в Минводы стоит 8--11 тысяч рублей.

При осуществлении международных рейсов НДС нашим авиакомпаниям возвращается.

Разговоры о завышенных ценах на авиабилеты, если сравнивать с зарубежными перелетами, в последнее время стали темой для обсуждения не только обычных пассажиров, но и чиновников. В частности, на совещании в Кисловодске о причинах высоких цен рассказал руководитель Росавиации Александр Нерадько. Кроме НДС он называл среди них также пошлины на ввоз зарубежных самолетов и местные налоги. "Вводятся реконструированные объекты авиатранспортной инфраструктуры. Сейчас законодательство устроено так, что стоимость нового аэродрома не вычитается при установлении налогов, и приходится платить местные налоги такие, что цена билета, например, в Геленджик увеличивается на одну тысячу рублей", - сказал Нерадько. По его словам, федеральные власти уже обратились к руководителям субъектов федерации с просьбой установить минимальные налоги, но многие регионы идут на это неохотно. "Если потребуется, будет внесено изменения в федеральное законодательство на этот счет", - обещает Нерадько.

Действительно, внутренних налогов слишком много, соглашаются эксперты. Именно они больше всего влияют на уровень цен. Внутренний рынок в отличие от международных полетов, которые российские перевозчики осуществляют по межправительственным соглашениям (зарубежные маршруты закреплены за отдельным перевозчиком), в России либерализован: на любой маршрут может зайти любой перевозчик. "Сейчас он уже довольно конкурентный, - говорит источник "Газеты.Ru" в авиационных кругах. - Например, недавно "Аэрофлот", по сути, объявил "Трансаэро" войну буквально на всех направлениях, включая чартеры, и цены падают". Высокие цены привели бы к тому, что пассажир ушел бы на железную дорогу, но в последнее время была обратная тенденция. Однако картельные сговоры между авиакомпаниями есть и сейчас. Нельзя исключать и коррупцию на уровне чиновников, регулирующих авиасообщение, говорит источник. Все это тоже влияет на уровень цен.

"Если сравнивать сетевую авиакомпанию "Аэрофлот" с зарубежным лоукостером, то, конечно, разница в цене будет", - говорит руководитель аналитического отдела "АвиаПорт" Пантелеев.

Серьезных лоукостеров у нас нет. А крупные зарубежные перевозчики могут экономить на масштабах своего бизнеса. "Вся наша гражданская авиация может перевезти 50 млн пассажиров в год, в Европе такое количество пассажиров по силам одному крупному перевозчику, например Lufthansa", - говорит Пантелеев.

По мнению руководителя консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, в целом идея отменить НДС здравая, ведь возвращают же НДС авиакомпаниям, летающим за рубеж, но воплотить в жизнь ее будет очень сложно: "Минфин в вопросе отмены НДС - и это касается любой отрасли, не только авиационной - стоит стеной. Все разговоры об отмене НДС там воспринимаются как измена Родине". "Вопрос действительно в том, готово ли правительство пойти на такой беспрецедентный шаг, - соглашается Олег Пантелеев. - Пока особого желания не видно".

К тому же вряд ли с отменой НДС билеты подешевеют на ту же величину - 18%. Авиакомпании устанавливают цены не по уровню своих затрат, а из текущей рыночной ситуации. "Если есть возможность держать высокую цену благодаря высокому спросу, они будут держать", - говорит Пантелеев. А если цены действительно удастся снизить, это приведет к росту пассажиропотока, что станет серьезным испытанием для отрасли: самолет в лизинг можно взять довольно быстро, то вот обучение новых пилотов займет несколько лет.

"Мы до сих пор не можем определиться с ролью наших авиакомпаний: то ли авиакомпании - это коммерческие предприятия, то ли дотируемый, социальный транспорт. Если коммерческие предприятия - то надо радоваться что они устанавливают высокие цены и при этом самолеты заполняются на 80%, чего нет даже в Европе", - добавляет Пантелеев.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 июля 2010 года | Дайджест публикаций за 9 июля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэрофлот - российские авиалинии, Пантелеев Олег, Нерадько Александр, Отраслевое агентство "АвиаПорт" (в процессе тестирования)