О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"У самолета есть душа..."

Очередным гостем программы "Военный совет" стал начальник 610-го центра боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации полковник Н.Краснокутский

Очередным гостем программы "Военный совет", которая выходит на радиостанции "Эхо Москвы" и телеканале "Звезда", стал начальник 610-го центра боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации полковник Николай Краснокутский.

- Николай Евгеньевич, какие задачи стоят перед вашим центром?

- Основная задача - подготовка специалистов различных авиационных специальностей, в том числе к полетам на международных воздушных линиях, первоначальная подготовка летного состава, а также переподготовка на новую авиационную технику. Готовим и иностранных военных специалистов.

- А какова история центра?

- Его история начинается с 1967 года, когда директивой начальника Генерального штаба в Брянской области были образованы 25-е офицерские курсы. Через год они были переведены на аэродром Иваново-Северный, где центр и существует по настоящее время.

В 1974 году 25-е центральные офицерские курсы были переименованы в 610-й центр боевого применения и переучивания летного состава. Менялся только состав центра, типы авиационной техники, на которой осуществлялась подготовка. В основном вначале это были самолеты Ан-12 и начиная с 1976 года, когда в войска начала поступать новая авиационная техника, - Ил-76. С того же года началась подготовка и иностранных военных специалистов на самолеты Ил-76. Всего через центр прошло более 1.600 иностранных военных специалистов.

С 1979 по 1994 год организационно-штатная структура центра была неизменной. Это одна учебная эскадрилья на самолетах Ан-12 и одна эскадрилья на самолетах Ил-76. В 1994 году на базе этих эскадрилий был сформирован инструкторский военно-транспортный авиационный полк, и на базе эскадрильи, выведенной из города Ферганы, была также образована отдельная эскадрилья самолетов Ан-12.

В дальнейшем были расформированы и полк, и эскадрилья. И на их базе была создана одна инструкторская военно-транспортная эскадрилья, которая существовала до 2001 года.

В 1998 году на аэродром Иваново-Северное был также передислоцирован полк самолетов дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50. Была сформирована авиационная база, которая существовала как отдельная часть. А с прошлого года самолеты А-50, стоящие на вооружении, были включены в состав 610-го центра. В смешанной эскадрилье имеются также самолеты Ил-22 управления связи.

В настоящее время мы имеем трехэскадрильный состав. Все воинские части, которые существовали как отдельные, вошли в состав центра. То есть центр сейчас - это войсковая часть, в которую входят подразделения соответственно инструкторской эскадрильи, эскадрильи дальнего радиолокационного дозора и наведения, эскадрильи смешанной и подразделения обеспечения. В этой структуре мы работаем уже седьмой месяц.

- Расскажите об учебном процессе. Как он организован в вашем центре?

- Первичная подготовка начинается в Краснодарском училище, где летчик уже к третьему-четвертому курсу определяется с типом самолетов, на которых будет летать. Именно в этом военном вузе происходят соответствующие психологический и профессиональный отборы, летчиков распределяют по типам самолетов. По окончании теоретической части 4-го курса курсанты прибывают в 610-й центр для прохождения теоретической подготовки. В центре они дополнительно изучают теорию, мы проверяем уровень их знаний, усвоенных в училище. После этого они сдают зачеты, и мы их допускаем к наземной стажировке. Затем они направляются на авиационные базы, где проходят дальнейшую войсковую стажировку. Данный способ подготовки эффективен тем, что молодому выпускнику-лейтенанту после училища уже не нужно тратить время для дополнительной подготовки.

- Скажите, а во время учебы бывают ли такие случаи, когда вы вдруг понимаете, что человек не способен к такой службе?

- Еще в училище идет основное отсеивание. Если человек выполнил самостоятельно тренировочный полет, выдержал, не сломался, то можно считать, что он уже готов к дальнейшей летной работе.

В дальнейшем, став помощником командира корабля, он проявляет себя как пилот, как офицер, проходит становление, совершенствует навыки. Ежегодно у нас проводится отбор кандидатов, тех, кто способен стать командиром корабля.

- А в чем отличие летчиков транспортной авиации от других пилотов?

- В военно-транспортной авиации главное отличие в том, что экипажу приходится самостоятельно работать длительное время в отрыве от базы. Это возлагает на командира корабля очень высокую ответственность. Здесь мало просто хорошо летать. Надо иметь волевые качества, способность организовать качественную, четкую работу экипажа...

Для экипажей самолетов военно-транспортной авиации основной является выброска воздушных десантов. Это первейшая задача. И, наверное, этот вид боевого применения и отличает нас от просто транспортных самолетов, которые этим не занимаются. Все остальные виды боевого применения - конечно, перевозку войск, боевой техники, грузов, обеспечение маневра авиации - все эти задачи они выполняют. Но основой боеспособности является именно доставка к цели воздушного десанта. Причем неважно, как это происходит, - парашютным способом или посадочным.

- Вот о десанте и Воздушно-десантных войсках... Сейчас идут реформы, меняются структуры, новая техника приходит. Вы с десантниками, в частности, в постоянном взаимодействии? Приспосабливаете самолеты под новую технику?

- Контакт с десантниками, с представителями Воздушно-десантных войск максимальный. Мы не отрываемся друг от друга. Проводим совместные учения, достигая единой задачи, - выброска десанта в нужное время, доставка на нужную площадку приземления. В период между летно-тактическими учениями постоянно тренируемся по загрузке боевой техники, больших грузов. То есть одновременно проходят учебу и представители Воздушно-десантных войск и наш переменный состав.

У нас в центре налажена практически постоянная тренировка личного состава ВДВ. То есть мы друг от друга не отрываемся, вместе работаем. Такой постоянный контакт позволяет и летчикам постоянно быть натренированными.

Во время первоначальной подготовки идет освоение самолета на этапах взлета-посадки. Двигаемся от простого к сложному. Заканчивая базовую подготовку, мы знаем, что командир корабля самостоятельно может взлететь, самостоятельно может выполнить посадку. Он способен уйти на запасной аэродром в случае необходимости и выполнить там посадку. Заканчиваем эту подготовку выполнением полетов на десантирование в составе одиночного экипажа. Когда это все успешно проходит, идет дальнейшее совершенствование...

Летчик убывает на авиационную базу. Он назначен на должность, исходя из тех характеристик, которые мы ему даем. И здесь уже очень важно, как он проявит себя. Что он сможет? Вот он хороший помощник командира корабля, а какой он командир корабля... Не может быть командир корабля плохо летающим. Это опасно, это недопустимо. Он обязательно должен хорошо летать, устойчиво и надежно...

- Николай Евгеньевич, давайте вернемся к задачам, которые стоят перед военно-транспортной авиацией...

- Вторая основная задача - это перевозки. Мы перевозим грузы, боевую технику, перемещаем грузы из различных регионов, от Калининграда до Владивостока и Камчатки. Это в пределах Российской Федерации. Кроме того, начиная с 1994 года все актуальнее необходимость подготовки к выполнению полетов наших экипажей по международным воздушным линиям.

- А какая здесь специфика?

- Специфика в том, что правила полетов на территории РФ отличаются от тех, что установлены во всем мире. Экипаж, выполняющий перелет за пределами границы, обязан летать по тем законам, которые там действуют. Международные аэродромы отличаются от наших... Радиообмен ведется на английском языке.

- Необходимо знать английский...

- Совершенно верно.

<>- Причем акцент у всех разный. К примеру, один - в Индии и другой - где-нибудь в Северной Америке...

- Раньше требования были одни: по второму уровню хотя бы радиообмен вести. Сейчас они повышены, не ниже четвертого уровня. То есть необходимо не только вести радиообмен, а полностью владеть английским языком. Такой подготовкой мы сейчас и занимаемся.

Те, кто у нас осваивает английский язык, поощряются, в том числе материально. Если пилот способен самостоятельно вести радиообмен, это приветствуется. Это как элемент дальнейшей перспективы для летчика или штурмана. Ведь международные полеты совершаются все чаще и чаще, их становится все больше и больше. Экипажи военно-транспортной авиации выполняют полеты по всему миру. Тут и обеспечение визитов первых лиц, и перемещение вооружений и техники в соответствии с договорами. Нет ни одного региона, в который бы не выполняли полеты экипажи военно-транспортной авиации. Поэтому знание английского языка, конечно, необходимо.

- Скажите, а вот перелет до островов Зеленого Мыса, связанный с Arctic Sea. В чем его уникальность была?

- Ну во-первых, в том, что выполнял этот перелет мой однокашник майор Ильин... Уровень подготовки, натренированность позволили экипажу в кратчайшие сроки подготовиться к такому перелету и в минимальные сроки выполнить нестандартную задачу.

Очень важна и ценится у командира корабля способность организовать подготовку экипажа не на базовом аэродроме, особенно если задача нестандартная. Если такой вот, скажем так, стержень у командира есть, то он, как правило, всегда востребован, всегда летает, всегда на первых позициях. Если этого нет, то возникают сомнения, неуверенность... Отправляя экипажи, командир авиационной базы, начальник центра должен быть полностью уверен, убежден, что поставленная задача экипажу посильна. Если летчик сажает самолет, чувствуя при этом себя героем, совершая подвиг, это говорит о том, что он не был готов к полету. Когда экипаж, каждый летчик готов к полету, когда у каждого из них все нормально, они все знают, все поняли, то и все недоразумения, непонятные моменты исключаются.

- Ситуация тогда была неоднозначной?

- Конечно. Это и аэродром нестандартный, и долгий перелет... Потом поиски, в которых экипаж принимал участие... Вообще, не скажу вроде ничего нового, но об этом никогда нельзя забывать. Экипаж - это семья. И при хорошей, четкой связке командира корабля, штурмана, помощника командира качественно решаются все поставленные перед ними задачи.

Можно обратить внимание даже на то, кто с кем в гостиницах останавливается. Если командир со штурманом, значит, экипаж на 100 процентов подобран верно. Во-первых, как правило, на месте идет краткий разбор полета, который позади, некоторое уточнение задачи на завтра. Если этого не происходит, то тут, видимо...

- Какая-то трещинка есть...

- Да, трещинка. Отсутствие такой связи губительно. Все работают на командира корабля. Он пилотирует машину при выполнении боевой задачи и действует по командам, которые штурман подает. И необходимо, чтобы командир со штурманом понимали друг друга с полуслова. Тогда самые нестандартные задачи экипажу по силам.

- А каким образом вы взаимодействуете с другими ведомствами, например, такими, как МЧС, ФСБ?

- Военно-транспортную авиацию всегда зовут туда, где тяжело, где нужна быстрая переброска. В том числе, безусловно, и при масштабных чрезвычайных ситуациях. Например, когда в одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона цунами произошло. Ведь немногие это знают, но вся военно-транспортная авиация, те экипажи, которые подготовлены к выполнению задач на международных воздушных линиях, тогда были подняты. В новогодние праздники выполнили перевозки успешно. И Ан-124 работал, и Ил-76...

Напомню, что по указанию главнокомандующего мы выполняем переподготовку к полетам по международным воздушным линиям. В частности, у нас проходили такую переподготовку экипажи Ракетных войск стратегического назначения и органов ФСБ. С различными категориями летного состава мы проводим работу.

- А есть ли у вас взаимодействие с гражданской авиацией? Ведется ли подготовка пилотов гражданской авиации?

- Да, безусловно. В частности, мы осуществляем подготовку экипажей ОАО "224-й летный отряд". Ведется подготовка экипажей к выполнению международных полетов, а также определяется их готовность к полетам по федеральным авиационным правилам. Безусловно, основы полетов остаются неизменными для всех, но и особенности есть - от ведения радиосвязи до организации и подачи заявок. Нюансов довольно много. Мы все это учитываем.

- А что можно сказать об обновлении летной техники?

- Я сам летаю на самолете Ил-76. Переучивался после окончания академии в 1996 году в 610-м центре. До этого летал на самолете Ан-12. Разница огромная. Я во всяком случае до этого никогда не думал, что такой большой самолет может так красиво летать. На мой взгляд, этот самолет не использовал максимально свои возможности. Его основное предназначение - воздушный десант. Та боевая техника, которая существует у Воздушно-десантных войск, полностью подходит под этот самолет. Менять что-то сейчас, тем более при таком запасе ресурса... А у этого самолета достаточный ресурс. Ведь вся авиационная база, инженерно-технический состав, вся ремонтная техника на этот тип подготовлены. И главное, что он обеспечивает решение всего объема задач.

- То есть целесообразно использовать этот самолет?

- Да. Целесообразно.

Вот мы готовим слушателей... Перед вылетом проверяем готовность каждого из них к самостоятельному полету. Это те, кто в перспективе будут командирами кораблей. И, знаете, на первый танец с девушкой летчик никогда не пойдет с таким волнением, как он подходит к самолету. Все-таки у каждого самолета есть душа. И слушатели очень сильно переживают, если что-то в этой душе не разгадали......
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка