О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прибыльное небо: Россия и Европа не могут договориться об отмене роялти

Самый удобный авиамаршрут из Европы в Восточную и Юго-Восточную Азию пролегает над Сибирью. За использование своего воздушного пространства Россия взимает специальный сбор. Он приносит ей около миллиона евро в день

Самый удобный авиамаршрут из Европы в Восточную и Юго-Восточную Азию пролегает над Сибирью. За использование своего воздушного пространства Россия взимает специальный сбор. Он приносит ей около миллиона евро в день.

В середине июня 2010 года в Красноярске встречались представители авиационных властей России и Германии. Договоренности по одному из спорных вопросов - сборам за транссибирские перелеты - в очередной раз достигнуто не было. Как сообщает министерство транспорта России, до 1 августа российская сторона рассмотрит предложения немецкой стороны. А согласованное решение по этой проблеме, в частности по проблеме выполнения немецкими авиакомпаниями полетов из Германии в Гонконг, будет утверждено на переговорах авиационных властей двух стран 10 сентября в Москве.

Дело в том, что европейским авиалиниям, направляющимся по беспосадочному маршруту в Восточную и Юго-Восточную Азию через российское воздушное пространство, приходится платить роялти, которые являются камнем преткновения на пути сотрудничества между Россией и Европейским Союзом в целом, и Россией и Германией в частности.

Быстрее, но дороже или медленнее, но дешевле?

Так, например, самый оптимальный маршрут рейса Франкфурт-на-Майне - Шанхай и обратно пролегает через воздушное пространство России. Но за этот короткий путь немецким авиакомпаниям приходится платить около 60 тысяч долларов. Столько, по сведениям немецкой газеты Die Welt, составляет сбор за транссибирские перелеты в оба конца на маршруте между финансовыми центрами Германии и Китая.

"Это типичная ситуация: страна, занимающая огромную территорию, пытается извлечь из этого материальную выгоду. Однако, с точки зрения принятых в современном мире нормативных актов, такое поведение неприемлемо", - считает пожелавший остаться неназванным представитель Ассоциации европейских авиалиний AEA (Association of European Airlines), в которую входят 36 компаний.

Более четырех лет назад Москва пообещала, что с 2010 года она начнет постепенно снижать плату за транссибирские перелеты и до конца 2013 года полностью ее отменит. Позже российская сторона заявила, что все же не собирается целиком отказываться от сборов, получаемых с иностранных авиакомпаний за беспосадочные перелеты из Европы в Восточную и Юго-Восточную Азию, так как "в этих платежах есть коммерческая составляющая, которую государство не может регулировать".

Прибыльный размер страны

По подсчетам AEA, российские доходы от платежей иностранных авиакомпаний составляют в год сумму от 300 до 400 миллионов долларов, то есть порядка миллиона долларов в день. Единого для всех прайс-листа, по сведениям AEA, нет. Как правило, договоренности достигаются в двустороннем порядке, и размер взимаемого с авиакомпании сбора зависит от частоты перелетов и типа самолета. Официально за взимание роялти отвечает министерство транспорта России.

Однако у них есть и коммерческий адресат, говорит эксперт из Ассоциации европейских авиалиний: "Россия не слишком афиширует, на что тратятся деньги, полученные за транссибирские перелеты. Однако нам известно, что одним из конечных получателей этих средств является компания "Аэрофлот". Выходит, что европейские авиалинии в какой-то мере субсидируют своего российского конкурента. И это притом что авиаперевозчикам из России платить подобные сборы европейским государствам не нужно.

Как прийти к общему знаменателю?

Возможным вариантом решения проблемы для европейцев пока остается облет российской территории с юга. Так, например, поступает люксембургская авиакомпания Cargolux. Правда, на такой маршрут и горючего уходит больше, и времени. Поэтому в условиях жесткой конкуренции Cargolux пытается привлечь клиентов тем, что ее самолеты совершают промежуточные посадки в Азербайджане и Казахстане. Европейцам сложно добиться от России отмены сбора за транссибирские перелеты.

"Ясно, что прийти к общему знаменателю и предложить решение проблемы, которое удовлетворяло бы интересы всех 27 стран ЕС, очень сложно, - объясняет представитель Ассоциации европейских авиалиний. - С этой точки зрения руки у Еврокомиссии связаны. Однако я думаю, что существует масса легальных методов оказать на Россию давление". Например, по его словам, можно принять специальную директиву о запрете использования воздушного пространства над Европой теми государствами, которые не подписали конвенцию о свободном предоставлении для транзитных полетов своего воздушного пространства. Однако это тоже не самое оптимальное решение проблемы, потому что оно ведет к возникновению неприятных, конфликтных ситуаций. "Главное для европейских государств - найти общую позицию и твердо отстаивать ее в переговорах с Москвой", - подчеркнул представитель AEA.

В этой связи следует отметить и негативный аспект взимания сборов для российской стороны. Ведь как цитирует немецкая газета Die Welt главу "Аэрофлота" Виталия Савельева, "эти деньги действуют как опиум", способствуя зависимости авиакомпании от иностранного капитала. Редакции Deutsche Welle к моменту публикации материала, несмотря на многочисленные запросы, не удалось получить от представителей "Аэрофлота" комментариев по теме взимания платы за транссибирские перелеты с иностранных авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «Немецкая волна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка