О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Виражи у Африканского рога

Среди тех, кто отличился в дальнем походе отряда кораблей Тихоокеанского флота, - старший инспектор-летчик отдела боевой подготовки управления морской авиации ТОФ подполковник В.Ковальчук

Среди тех, кто отличился в дальнем походе отряда кораблей Тихоокеанского флота, недавно возвратившегося в родной порт из морской зоны Африканского Рога, - старший инспектор-летчик отдела боевой подготовки управления морской авиации ТОФ подполковник Владимир Ковальчук. По прибытии во Владивосток Президента России на борту тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" ему был вручен орден Мужества.

Близко познакомиться с офицером удалось во время дальнего похода гвардейского ракетного крейсера "Варяг" в Республику Сингапур. Владимир Иванович в который уже раз возглавил авиагруппу корабельной авиации и сильно переживал, что в этот раз по каким-то причинам их Ка-27 был словно привязан к вертолетной площадке, а авиаторы целыми днями загорали на палубе крейсера, лишь периодически выкатывая и закатывая в ангар винтокрылую машину.

- То ли дело недавний поход к берегам Аденского залива, там мы постоянно занимались горячей работой, скучать было некогда, - рассказывал он автору этих строк. - Хотите, посмотрим видеофильм по захвату пиратов, где наш вертолет тоже, естественно, был задействован?

Конечно, такой фильм стоило посмотреть. Для меня он стал своего рода открытием, а сидевшие рядом авиаторы просто вспомнили вновь то событие, участниками которого были непосредственно, вновь пережили ту опасность, которую ощущали кожей.

- Там две наши машины прошли боевое крещение под огнем пиратов, - говорил подполковник Ковальчук. - Обнаружил-то их экипаж майора Александра Данилы, а когда у них стало заканчиваться топливо, мы зависли над судном и держали пиратов, что называется, на прицеле. Точку в той операции по обезвреживанию бандитов поставил спецназ. Отлично сработали наши "черные береты".

Сам Владимир Иванович - выпускник Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков. В 1988 году лейтенантом пришел в приморский гарнизон авиаторов, где полк только-только начал осваивать новые противолодочные вертолеты Ка-27П. Поначалу молодой офицер служил на штурманских должностях, а позже занял место летчика. Летал и на штурмовике Ка-29, постепенно освоил все модификации вертолетов морского базирования. За плечами - пять боевых служб, в том числе участие в 2001 и 2003 годах в совместных с индийцами учениях в Индийском океане. После окончания Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова стал командиром эскадрильи, летчиком-инструктором, больше времени занимался подготовкой молодых авиаторов.

- Обычно экипаж в таких походах сборный, - рассказывает Владимир Иванович, - но люди подбираются проверенные, надежные. В первый наш поход на борту большого противолодочного корабля "Адмирал Пантелеев" у меня был, например, штурманом майор Юрий Игнатьев, которого знаю по совместной службе около двух десятков лет. По итогам боевой работы у берегов Сомали он награжден орденом "За военные заслуги". В Сингапур со мной пошли тоже опытные авиаторы: старший бортовой техник майор Алексей Ураков, фельдшер-спасатель старший прапорщик Эдуард Деркач, руководитель полетов капитан Вячеслав Богомазов, дежурный штурман майор Вадим Рудяшко, инженер майор Сергей Заплатин. Это люди, поистине преданные морской авиации.

Кстати, за последние полтора года в дальних походах кораблей в морскую зону Африканского Рога побывали несколько экипажей вертолетов морского базирования. И каждый раз Ка-27 были верными помощниками военных моряков при проводке караванов, отражении нападений пиратов на гражданские суда.

- В Аденском заливе мы воспользовались новой тактикой, активнее привлекая для решения поставленных задач корабельную авиацию, - рассказывал по возвращении во Владивосток участник первого такого похода в Индийский океан командир большого противолодочного корабля "Адмирал Виноградов" капитан 1 ранга Петр Подкопайло. - Там именно благодаря господству в воздухе многое удалось сделать в борьбе с пиратством. Летать авиаторам приходилось и днем, и ночью; только во время проводки конвоев экипажи наших вертолетов провели в воздухе 85 часов, контролируя акваторию, ведя разведку на опасных направлениях и останавливая подозрительные плавсредства. На борту К-27 находились и группы антитеррористической деятельности, которые вели огонь по пиратским посудинам. "Крылышки" там здорово поработали благодаря тому, что пилотами были первоклассные летчики-инструкторы полковник Игорь Шлыков и подполковник Александр Воронин. К примеру, был случай, когда пришлось поднять вертолеты в воздух по тревоге: мы получили сообщение о нападении трех пиратских судов на нидерландский контейнеровоз "Нэдмолд Баренс". Только благодаря предупредительному огню с борта Ка-27 бандитов остановили, а потом и разоружили, доставили на берег, сдали йеменским властям.

В последнем в этом году походе ОБК ТОФ во главе с большим противолодочным кораблем "Маршал Шапошников" в Индийский океан авиаторы снова не остались без работы. Более того, по словам командующего Тихоокеанским флотом адмирала Константина Сиденко, в ходе освобождения захваченного сомалийскими пиратами танкера "Московский университет" была проведена операция, по характеру гораздо сложнее всех предыдущих, в которой ключевую роль сыграли летчики во главе с подполковником Владимиром Ковальчуком.

Когда БПК "Маршал Шапошников" подошел на недосягаемое для морских бандитов расстояние, с его борта поднялся в воздух Ка-27. Задача - осмотреть сверху захваченное судно, расположение противника, оценить обстановку на месте. Едва вертолет приблизился к танкеру, пираты открыли огонь из стрелкового оружия. Подполковник Ковальчук, умело лавируя под обстрелом, выполнил задачу до конца и сумел вывести машину из-под огня, вернуться на свой корабль.

- Если бы не вертолетчики, все было бы значительно сложнее, - говорили потом офицеры морской пехоты, участвующие в штурме судна. - А так мы уже приблизительно знали, где засели бандиты...

Получив из рук Президента страны боевой орден, Владимир Иванович ушел в долгожданный отпуск. Теперь можно и отдохнуть с семьей, чему очень рады супруга и дочь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка