О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В Жуковском, по четным годам...

Приоткрыта завеса тайны над приобретением французского вертолетоносца и выпуском российских беспилотников

"Военно-промышленный курьер" уже рассказывал о некоторых изделиях отечественного ОПК, представленных на первом международном форуме "Технологии в машиностроении-2010". Однако за рамками статьи, опубликованной в № 26 газеты за 2010 год, остался ряд существенных моментов, напрямую связанных с развитием российской "оборонки", в частности темы, обсуждавшиеся высокопоставленными чиновниками в подмосковном Жуковском.

Но вначале напомню, что форум "Технологии в машиностроении", как ожидается, будет проводиться на аэродроме Летно-исследовательского института имени М. М. Громова по четным годам. В нечетные годы там проходит Международный авиакосмический салон.

Новинки

На мероприятии всем желающим был продемонстрирован в основном уже стандартный для военных выставок набор вооружений - от танков Т-90А и Т-80У до самоходного зенитного ракетного комплекса "Бук-М2" и самоходно-артиллерийской установки "Мста-С". Танки, армейские грузовики и тягачи на полигоне соревновались в преодолении различных препятствий, и все это происходило в едином ритме под музыку. Вот почему форум, одной из задач которого является загрузка выставочных площадей госкорпорации "Ростехнологии", получил второе неофициальное название "Танковый МАКС".

Кстати, в выставочной программе приняли участие 314 компаний, а в "круглых столах" и совещаниях - более 1500 делегатов из 18 стран мира. Без новинок все же не обошлось. Так, концерн ПВО "Алмаз-Антей" показал малогабаритную радиолокационную станцию 1Л122Е, НПК "НИИДАР" - РЛС "Витим", Ярославский радиозавод - радиостанцию Р-168-1КЕ, ПО "Квант" - мобильный комплекс радиомониторинга "Натиск-1", НПФ "Микран" - мобильный комплекс связи МИК-МКС.

Помимо этого, в Жуковском продемонстрировали автоматизированную систему управления войсками "Акация-Э" производства концерна "Системпром". Она предназначена для обеспечения связи между Генеральным штабом и штабами объединений и соединений, а также для обработки информации, полученной от разведки. Система уже применялась в ходе учений "Кавказ-2009" и признана вполне надежной в работе.

Кроме того, на выставке можно было увидеть и модели перспективных беспилотных летательных аппаратов "Коршун" и Ка-135, которые созданы холдингом "Вертолеты России" при самостоятельном финансировании. Это БПЛА двойного назначения, пригодные для использования как военными, так и гражданскими структурами. По предварительным данным, Ка-135 сможет развивать скорость до 180 км/ч, радиус его действия составит около 100 км, а грузоподъемность - до 50 кг.

"Коршун" является более развитым по сравнению с Ка-135 аппаратом. Планируется выпускать его в нескольких вариантах, включая разведывательную, ударную и транспортную модификации. Беспилотник можно будет использовать для ведения радиоэлектронной борьбы, а также химической, биологической и радиационной разведки. Он сможет развивать скорость до 170 км/ч и перевозить грузы массой до 150 кг. Длительность патрулирования БПЛА составит около трех часов.

Еще одной любопытной новинкой, представленной на подмосковном форуме, был буксируемый нарезной полуавтоматический миномет "Нона-М2", разработанный Центральным научно-исследовательским институтом точного машиностроения. Это 120-мм артиллерийское орудие способно использовать для стрельбы все существующие в мире нарезные мины соответствующего калибра.

Но самыми интересными и значимыми событиями форума стали объявление о создании специальной комиссии, которая займется вопросами покупки французского вертолетоносца "Мистраль", а также решение Министерства обороны РФ приобрести для Российской армии отечественные беспилотники.

Новости о "Мистрале"

О создании спецкомиссии по покупке десантного вертолетоносного корабля-дока класса "Мистраль" 1 июля объявил вице-премьер России Сергей Иванов. По его словам, возглавит комиссию вице-премьер и председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Сечин. Он считается одним из ярых противников этой сделки. По мнению Сечина, ОСК может самостоятельно построить подобный корабль.

"Мистраль" предназначен для перевозки войск и грузов и для высадки десанта. Вертолетоносец способен развивать скорость до 18,8 узла, преодолевать 19,8 тысячи миль, перевозить 16 тяжелых или 35 легких винтокрылых машин, причем шесть из них могут одновременно находиться на верхней палубе. Вдобавок "Мистраль" готов принять на борт четыре легких десантных катера или два на воздушной подушке, до 470 десантников или - на короткий срок - до 900.

Следует отметить, что у России нет опыта строительства подобных кораблей, хотя противолодочные вертолетоносцы или корабли-доки в Советском Союзе все же создавались. Например, в 1967 году в состав Военно-морского флота СССР был включен крейсер-вертолетоносец "Москва", а в 1969-м - "Ленинград". Они благодаря наличию 14 винтокрылов, ракетного, торпедного и пушечного вооружения оказались способны эффективно решать задачи противолодочной обороны. Но в 90-е годы оба корабля были списаны.

Назначение Игоря Сечина главой комиссии может фактически означать, что сделка с Парижем в том виде, в каком настаивает Министерство обороны РФ, окажется под вопросом. Военное ведомство намерено купить у французов один готовый "Мистраль" и три лицензии на его строительство в России. Франция планирует продать нам два полностью готовых вертолетоносца и две лицензии. Сечин же считает, что приобретать корабль в готовом виде необязательно, как, впрочем, и раскошеливаться на лицензии.

В настоящее время ОСК предположительно ведет переговоры с южнокорейской компанией STX, создавшей "Мистраль", о передаче нашей стране технологии его производства. Этой фирме принадлежит верфь STX France, которая может стать экспортером "Мистраля" в РФ при покупке готового корабля. В случае передачи технологий России корейцы смогут претендовать на контракты на строительство судов для работы на российском шельфе. Формально на переговорах с STX обсуждается участие компании в развитии новой верфи в Кронштадте, куда будут перенесены мощности "Адмиралтейских верфей".

Слово Сечина в комиссии, по всей видимости, станет решающим. Во всяком случае представители военного ведомства войдут в ее состав в качестве рядовых участников. При этом Рособоронэкспорту, который прежде считался ответственным за проведение переговоров, будет поручена только техническая сторона дела - подписание соглашения, перевод средств и так далее. Таким образом, у ОСК появился шанс получить крупный контракт Министерства обороны РФ.

Строительство одного вертолетоносца класса "Мистраль" во Франции стоит 400-500 млн евро, в зависимости от комплектации. Постройка подобных кораблей в России может быть как дешевле, так и дороже. Второй вариант наиболее вероятен, поскольку технологической базы для серийного производства "Мистраля" в РФ не существует. Следует также учитывать, что помимо изготовления самих кораблей нашей стране придется создать и необходимую для вертолетоносцев береговую инфраструктуру.

Впервые Россия проявила интерес к покупке "Мистраля" в 2009 году, однако официальные переговоры по этому вопросу начались в марте 2010-го. Если контракт на приобретение корабля будет подписан, Франция поставит вертолетоносец без радаров, вооружения и информационно-управляющей системы SENIT9, которая позволяет осуществлять координацию разнородных сил НАТО. Остальная же электронная начинка, необходимая для управления кораблем, на "Мистрале" будет присутствовать.

Надо подчеркнуть, что решение о покупке принято на правительственном уровне. Россия планирует заключить сделку до конца 2010 года, в то время как, по оценке Франции, это может случиться уже в сентябре.

Согласно планам Министерства обороны РФ новые вертолетоносцы (как ожидается, первыми их получат Северный и Тихоокеанский флоты) должны использоваться для обеспечения безопасности Курильских островов и Калининградского эксклава. В экстренных случаях корабли послужат для масштабной переброски туда войск.

Отечественным дронам - быть!

На том же форуме в Жуковском первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин объявил, что летом 2010 года военное ведомство выберет компанию, которая будет осуществлять поставки Вооруженным Силам беспилотных летательных аппаратов класса "разведчик" и "целеуказатель". В этом сообщении не было бы ничего удивительного, если бы не намерение Минобороны выбрать российского производителя дронов. Таким образом оно решило поддержать отечественную отрасль и устранить раскол, наметившийся внутри ведомства.

Прежде военнослужащие ВС РФ не жаловали наши беспилотники. Например, министр обороны Анатолий Сердюков и главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин утверждали, что российские БПЛА не будут приняты на вооружение в нынешнем виде, поскольку не удовлетворяют ни одному из требований военных к высотности, продолжительности полета или функционалу. А Владимир Поповкин весной этого года сообщил, что Минобороны потратило на создание беспилотников 5 млрд рублей, не добившись никакого результата.

Правда, командующий Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенант Владимир Шаманов положительно отзывался об отечественных дронах, особенно производства компаний "Вега" и "Иркут". В их пользу также высказывался и руководитель Пограничной службы ФСБ Владимир Проничев. Судя по его словам, стражи российских рубежей эксплуатируют БПЛА Zala-421-05, "Иркут-10" и "Орлан", которые не уступают по своим характеристикам западным аналогам.

К лагерю сторонников беспилотной техники РФ принадлежит и заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Вячеслав Дзиркалн. Он полагает, что отечественная промышленность способна самостоятельно создавать и производить БПЛА, которые полностью удовлетворят требованиям Министерства обороны.

Российская отрасль может предложить нашим военным беспилотники, сопоставимые по характеристикам с мировыми образцами. Особенно если речь идет о тактических дронах. К их числу относятся аппараты Zala 421-й серии, а также беспилотный вертолет KOAX X-240, БПЛА "Локон", А-03, Ка-137, "Ворон-700" или "Колибри-Л". Не следует забывать и о разведывательно-ударном комплексе "Типчак", который в минимальных количествах уже принят на вооружение.

Помимо этих в разработке находятся и более серьезные ударные беспилотники. Например, санкт-петербургская компания "Транзас" создала БПЛА "Дозор-600", который является аналогом американского ударного MQ-1 Predator, широко используемого войсками США в Ираке и Афганистане. "Дозор-600" - тяжелый средневысотный самолет с большой продолжительностью полета. Предназначен для обнаружения и идентификации объектов противника в режиме реального времени.

Однодвигательный "Дозор-600" способен нести полезную нагрузку массой 120-220 кг и совершать автономные полеты на протяжении 30 часов. Испытания намечены на 2010 год. Максимальная скорость его полета составит до 210 км/ч, а дальность действия - 3,7 тыс. км. Аппарат сможет подниматься на высоту до 7,5 тыс. м. По этим характеристикам он сопоставим с Predator и уступает ему только по грузоподъемности (у "американца" этот показатель - около 500 кг).

В числе других перспективных отечественных беспилотников нужно отметить "Дань-Барук" КБ "Сокол" и "Скат" компании "МиГ". Последний будет реактивным ударным комплексом, созданным с применением технологии малозаметности. В перспективе Россия может получить Ту-300 - реактивный разведывательно-ударный комплекс средней дальности. Свой вариант дрона создает и ОКБ "Сухого". И это все без учета представленных на форуме в Жуковском "Коршуна" и Ка-135.

Летом текущего года российское военное ведомство проработает требования к беспилотным авиационным комплексам, на основании которых и будут производиться закупки дронов для Вооруженных Сил РФ. Планируется также создать специальный центр по применению БПЛА и завершить подготовку операторов беспилотных комплексов, купленных у Израиля.

В июне 2009 года Министерство обороны РФ приобрело 12 израильских беспилотников за 53 млн долларов. В число поставленных аппаратов вошли Bird-Eye 400, I-View MK150 и Searcher Mk II. Позже начались переговоры о покупке партии БПЛА на сумму 100 млн долларов. Аппараты понадобились для изучения их характеристик, а также получения представления об устройстве дронов, чтобы впоследствии использовать эти знания для разработки подобных БПЛА в нашей стране.

Весной текущего года генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов объявил, что в РФ может быть образовано совместное с Израилем предприятие по строительству беспилотников. Израильскую сторону в СП представит госкомпания Israel Aerospace Industries. Окончательное решение о его создании будет принято после того, как Минобороны РФ проведет испытания купленных аппаратов. Открытие СП подразумевает передачу России технологий производства БПЛА.

Первый опыт

Форум "Технологии в машиностроении-2010" хотя и показал неплохую выставочную часть и оказался богатым на разного рода события и обсуждения, контрактов, как это обычно бывает на подобных мероприятиях, России не принес. Впрочем, не исключено, что в перспективе будет заключено соглашение с Йеменом на поставку систем противовоздушной обороны и танков: переговоры с представителями этой страны были проведены в Жуковском.

Пока же во время форума стало известно о завершении поставок Турции противотанковых ракетных комплексов "Корнет-Э", о скором начале строительства в Иордании завода по сборке гранатометных комплексов "Хашим" и о намерении России приобрести французские системы управления огнем. Речь идет об устройствах Sigma-30 компании Sagem. Их планируется использовать для модернизации ракетных систем залпового огня "Смерч" и "Град".

Sigma-30, созданная в 1995 году, позволяет производить наведение ракетной системы в течение пяти минут против 15 у немодернизированных образцов. Кроме того, наработка ее на отказ составляет 20 тысяч часов против пяти тысяч у старой системы. В настоящее время аппараты Sigma (в том числе Sigma-9) устанавливаются на экспортные образцы российского вооружения, включая самолеты ОКБ "Сухой".

По мнению Чемезова, покупки иностранной военной продукции в настоящее время неизбежны, поскольку доля отечественных компаний, разрабатывающих технологические инновации, не превышает 10%, а доля готовой инновационной продукции - 5,5%. Причем речь идет не только о приобретении техники, но и о передаче технологий, что позволит России в некоторых областях частично ликвидировать отставание, наметившееся в 90-х годах после распада СССР.

Состоявшийся в Жуковском международный форум был дебютным и, возможно, по этой причине не сумел привлечь так же много участников, как другие подобные международные мероприятия. Не исключено, что в 2012 году "Технологии в машиностроении" смогут снискать такую же популярность, как, например, МАКС, и принести России множество военных контрактов. В условиях простоя и финансово-экономического кризиса это актуально, как никогда....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка