Автор: Дмитрий Литовкин
Опубликовано: 21.07.2010, 19:17
 

Бизнес-полет

Российский авиапром выходит на мировой уровень


Миллиардные контракты, десятки поставляемых на экспорт самолетов. Таков итог работы крупнейшего аэрокосмического салона "Фарнборо-2010" в пригороде Лондона для российских производителей авиационной техники. Но "Фарнборо" - это не только бизнес, но и грандиозное шоу.

В мировом рейтинге аэрокосмических выставок Фарнборо традиционно занимает первое место. Именно здесь представлена самая современная техника, а главное - делается "заявка" на "авиамоду" будущих сезонов. В отличие от других выставок здесь подписывают реальные контракты. Организаторы салона уже объявили, что "Фарнборо-2010" станет "взлетно-посадочной полосой успеха". Кстати, входной билет на эту "полосу" обычному посетителю обойдется недешево. Проход на выставку - 35 фунтов (почти 1800 рублей). Вспомним, что на авиасалон МАКС билеты были не дороже 700 рублей. Сэндвич с пинтой пива здесь тянут на 10 фунтов (примерно 480 рублей). У нас в Жуковской порция шашлыка с пивком шла за 400 рублей. Еще нюанс - до авиасалона номер в трехзвездочном отеле стоил 60 фунтов, а под выставку подскочил до 270.

Впрочем, на фоне многомиллиардных контрактов разговор о карманных деньгах не имеет значения. Например, Фарнборо стало первым местом, куда впервые перелетел через Атлантику "самолет мечты" - детище корпорации "Боингов" - Boeing 787 Dreamliner. Рядом с ним стоит еще одна новинка - европейский Air(фото: AFP)bus A380.

Boeing позиционирует свою машину как самую технологичную - одна треть создана из сверхлегких композитных материалов, еще треть - из российского титана (контракт на сумму более миллиарда долларов был подписан в 2007 году). На Урале работает совместное российско-американское предприятие Ural Boeing Manufacturing по производству титановых деталей для лайнера мечты. Airbus говорит о самом вместительном лайнере всех времен и народов - за раз A380 перевозит на двух палубах до 800 пассажиров.

Сначала представители Boeing пообещали, что каждый желающий с 9-10 утра сможет посетить салон лайнера мечты, чтобы лично оценить невиданный комфорт салона будущего. Обманули. Две попытки корреспондента "Известий" пройти через кордон оказались тщетными. Рядом со мной прорваться на борт пытается девушка из компании "Роллс-Ройс" - именно ее двигатели стоят на самолете. Техник в майке "Роллс-Ройса" с сожалением разводит руками: даже для "своих" это невозможно - "окон между делегациями потенциальных покупателей нет".

Фарнборо - неспешный салон. График презентаций и громких контрактов был составлен за месяц до формального начала. На этом фоне подписание контрактов российскими компаниями выглядит настоящей сенсацией

Придется поискать "мечту" "на Родине" - в шале, казалось бы, российской компании SuperJet International. Но неожиданно обнаруживаешь: здесь никто не говорит по-русски. Языки общения - от английского до итальянского. Оказывается, маркетингом нашего перспективного авиалайнера на мировом рынке занимается совместное предприятие "Сухого" и итальянской Alenia Aeronautica. Итальянцы работают с размахом. Под их ответственностью - рынок сбыта и технического сопровождения нашего перспективного авиалайнера Sukhoi SuperJet в Америке и Европе.

- Возрос ли интерес к самолету после того, как "Сухой" стал показывать "Супер джет" на авиасалонах? - спрашиваю директора по коммуникациям SuperJet (фото: AFP)International Джакомо Перфетто.

- О, конечно! - с итальянским темпераментом отвечает он. - Клиенты должны видеть, что покупают. В России очень хорошая инженерная и дизайнерская школа. Super Jet просто красивый самолет. В аэрокосмическом бизнесе это очень важно.

На выставке Super Jet позиционируют как самый экологичный пассажирский самолет. Не случайно шале SuperJet International выполнено в бело-зеленых цветах. В качестве подарка гостям и партнерам здесь вручают "офисный газон" - маленькую коробочку, внутри которой картинка с изображением нашего лайнера и пакетик с семенами травы (их можно высадить в этой же коробочке). Такой вот оригинальный способ продвижения "товара" на мировые рынки.

Насколько эффективным оказался маркетинговый ход? Sukhoi SuperJet-100 во вторник получил заказ сразу на 30 самолетов в базовой комплектации. "Гражданские самолеты Сухого" подписали твердый контракт с Kartika Airlines (Индонезия) на сумму 951 млн долл. Поставка самолетов запланирована на период 2012-2015 годов. Всего же в рамках Фарнборо, как заявил глава компании "Сухой-МиГ" Михаил Погосян, на лайнер есть 130 твердых заказов. Глава "Ильюшин Финанс" Александр Рубцов подписал с корпорацией "Иркут" протокол о намерениях на передачу в лизинг 50 перспективных среднемагистральных авиалайнеров МС-21.

Фарнборо - неспешный салон. График всех пресс-конференций, презентаций и громких контрактов был составлен еще за месяц до формального начала. На этом фоне подписание контрактов российскими компаниями выглядит настоящей сенсацией. Конечно, тягаться с Boeing и Airbus нам еще не по плечу. Хотя уже очевидно, что наш авиапром встроился в мировую систему и если пока не "летит" на одной высоте с гигантами, то, по крайней мере, старается их догнать.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 июля 2010 года | Дайджест публикаций за 21 июля 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиасалон, SSJ-100, Авиационная промышленность, Погосян Михаил, Рубцов Александр, Выставки и конференции, МС-21 (в процессе тестирования)