О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушные роботы войны

Беспилотные летательные аппараты становятся трендом развития мировой военной авиации

Начав в сентябре прошлого года цикл "Оружие на завтра", газета "Время новостей" продолжает знакомить читателей с новинками в сфере вооружений. На сей раз военный обозреватель Николай Поросков представляет новые мировые разработки в сфере беспилотных летательных аппаратов.

Беспилотник против пиратов

Израильская компания Innocon показала новую разработку - беспилотный летальный аппарат (БЛА) с неподвижным крылом и вертикальным взлетом. Он предназначен для защиты кораблей от пиратов. У аппарата высотой 1,5 м четырехтактный двигатель, размах крыла 1 м, максимальный взлетный вес -30 кг, время нахождения в воздухе - 4 часа. Он способен перевозить до 5 кг груза, оснащен системой оптического видеонаблюдения T-Stamp израильской же фирмы Controp.

Система управления полетом Innocon Naviator позволяет автономно управлять БЛА во все время полета - даже с помощью ноутбука с капитанского мостика судна, утверждают представители компании. Предварительная стоимость новинки 300 тыс. долл. Эти БЛА, по замыслу производителей, могут размещаться на торговых судах, чтобы получать информацию о готовящемся нападении пиратов.

Планер вместо баллистической ракеты

Работы над американским экспериментальным гиперзвуковым планером FHTV, способным развивать скорость до 20 мах (около 23 тыс. км в час), будут продолжены, несмотря на неудачу в апреле 2010 года. Тогда аппарат был выведен ракетой-носителем Minotaur IV в верхние слои атмосферы, развил скорость в 20 мах, затем контакт с ним был утерян. Второй полет запланирован на 2011 год. При первом полете FHTV должен был пролететь 7,6 тыс. км за полчаса.

Эта программа - часть концепции оперативного глобального высокоточного удара США. Не исключено, что FHTV с обычной боеголовкой будет использоваться вместо баллистических ракет, так как их запуск может быть расценен другими странами как ядерная угроза. Изучается возможность применения FHTV как систем разведки и наблюдения на случай, если будут выведены из строя спутники-шпионы на низких околоземных орбитах.

Космический челнок

США запустили в космос беспилотный космический аппарат X-37B корпорации "Боинг". Пентагон не говорит о назначении аппарата, сообщает лишь, что он рассчитан на проведение " экспериментов и испытаний спутниковых сенсоров, различных систем, компонентов и сопутствующих технологий по их доставке в космос и возвращению на Землю". Пока известно, что испытывались солнечные батареи, позволяющие аппарату находиться на орбите не менее 270 дней.

По официальной версии, основной функцией новинки станет доставка на орбиту грузов. По другим версиям, X-37 будет применяться в разведывательных целях. Экспериментальный аппарат способен радикально изменить методику проведения операций ВВС в космическом пространстве, сделав их более похожими на работу авиации. Он способен входить в земную атмосферу и приземляться как обычный самолет.

"Вечный" беспилотник

Американская компания LaserMotive собирается создать беспилотник с электродвигателем. Его элементы питания можно будет подзаряжать в воздухе без посадки аппарата - при помощи наземной лазерной установки. Лазер будет использоваться как передатчик энергии, "подсвечивая" разрядившийся аппарат. На беспилотнике установят специальные батареи, которые будут трансформировать лазерную энергию в электрическую.

Но беспилотники будут привязаны к лазерной установке в радиусе ее действия только на время подзарядки. Возможна целая сеть таких установок. Основное требование к подзарядке - БЛА должен находиться в зоне прямой видимости лазера.

Такая технология заинтересовала в первую очередь военных - беспилотники на электромоторах имеют низкий уровень шума, компактны. БЛА с лазерной подзарядкой можно будет использовать в длительных разведывательных или наблюдательных полетах.

Вертолеты и самолеты лишатся пилотов

План развития армии США на ближайшие 25 лет предусматривает конвертирование парка авиационной техники в беспилотные летательные аппараты. Правда, "с возможностью пилотирования человеком". Это помимо прочего позволит сэкономить значительные средства.

Стоящие на вооружении американской армии вертолеты AH-64D Apache Longbow, CH-47F Chinook и UH-60M Blackhawk уже имеют набор бортового оборудования, которое позволит реализовать на них систему дистанционного управления. При этом американская компания Sikorsky уже занимается разработкой беспилотной версии UH-60M, первый полет состоится до конца 2010 года.

По замыслу Пентагона, новые беспилотные аппараты "должны быть автономными настолько, насколько возможно", чтобы они могли самостоятельно летать по заданному маршруту, взлетать и садиться в полностью автоматическом режиме. Однако автономность не касается беспилотников с оружием.

США давно сделали ставку на беспилотники в будущих войнах и в ближайшие 30 лет увеличат количество таких аппаратов в структуре вооружений вчетверо. В начале февраля 2010 года управление перспективных исследовательских проектов (DARPA) Пентагона открыло тендер на разработку беспилотного летательного аппарата, который сможет заменить штурмовики A-10 Thunderbolt II, истребители F/A-18 Hornet и F-16 Fighting Falcon.

Ракета для Усамы

В мае прошли успешные полетные испытания гиперзвуковой крылатой ракеты X-51A Waveride (Икс-51). Она набрала скорость 6 тыс. км в час. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель аппарата проработал свыше 200 секунд. Прототип двигателя шесть лет назад проработал лишь 12 секунд. Это обстоятельство сравнивают с переходом от пропеллерной авиации к реактивным самолетам.

На базе демонстрационной модели длиной чуть больше 4 м предполагается сконструировать серию аппаратов - от крылатых ракет и ускорителей для вывода грузов в космос до самолетов для разведки и ракетно-бомбовых ударов.

Аппарат подняли на высоту около 15 км под крылом бомбардировщика Б-52 Stratofortress, затем с помощью твердотопливного ракетного ускорителя Х-51 достиг скорости в четыре раза быстрее звука - минимальной, при которой функционирует прямоточный двигатель. Разогнавшись до шести махов, Х-51 набрал высоту 21 км. Вместо запланированных 300 секунд полета из-за сбоя аппарат упал в океан.

Х-51 - одна из программ Пентагона в его стремлении иметь стратегические средства доставки неядерных зарядов, способных всего за час уничтожить террористов в любой точке планеты. Программа называется "Быстрый глобальный удар". Первое ее направление - замена части ядерных боеголовок ракет "Трайдент-2" на субмаринах на обычные. Х-51 - второе направление, позволяющее наносить быстрые удары без риска спровоцировать ядерную войну.

Этим часть аналитиков объясняет стремление США быстрее ратифицировать новый Договор по СНВ. Американцы в противовес приводят пример. 20 августа 1998 года группа боевых кораблей ВМС США в Аравийском море выпустила несколько крылатых ракет Tomahawk по лагерю террористов "Аль-Каиды" в Афганистане. Там находился Усама Бен Ладен. При максимальной скорости в 880 километров в час для преодоления расстояния 1,7 тыс. км ракетам понадобилось почти два часа. К этому времени Бен Ладена уже час там не было. Ракета Waverider сможет уничтожить лагерь террористов через 20 минут после пуска.

Развитие гиперзвуковая ракета получит в модели X-51A+. Ее разработка начнется через несколько лет. На X-51A+ будут установлены приборы быстрой идентификации и уничтожения целей в условиях активного противодействия, новая ракета получит возможность резко изменять траекторию полета, ориентироваться в пространстве. Возможно, аппарат будет использоваться как средство поражения объектов противника, возможно, как боевой беспилотник.

Боевая стелс-платформа

Генеральная дирекция по вооружениям DGA Франции курирует разработку демонстратора перспективных технологий компании Dassault Aviation. Это БЛА Neuron с широким применением стелс-технологий и внутренним отсеком оружия. Он должен уметь наносить удары по наземным целям в сетецентрическом режиме ведения боевых действий. Первый полет аппарата намечен на 2012 год.

БЛА действительно демонстратор технологий, а не система оружия. Однако в рамках этой программы пройдут проверку перспективные технологии и будут разработаны новые виды оружия и двигателей, модульная авионика и надежные компьютеры, новейшее программное обеспечение. Аппарат станет первой в Европе малозаметной боевой стелс-платформой.

Для достижения малозаметности в аппарате планируется применить новые типы композиционных материалов, задуманы более широкое применение электрических систем, передовая система охлаждения. Примерно половину объема работ взяли на себя другие европейские фирмы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка