О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Конец чартерной войны?

Минтранс нашел решение проблемы международных перевозок, но не факт, что оно поможет конкуренции

Министерство транспорта нашло изящный выход из ситуации, создавшейся вокруг утверждения чартерных программ авиакомпаний, наделив Росавиацию последним словом в этом вопросе. Проблема, напомню, в начале этого летнего сезона коснулась сотен пассажиров. Перевозчики, регулярно летающие по международным маршрутам, не пускали на линии своих коллег с их чартерными рейсами. Sky Express пострадала от "Аэрофлота", "Аэрофлот" - от "Трансаэро", "Трансаэро" - от S7, и далее по цепочке. Этот список можно продолжать: никто сухим из воды не вышел.

Претензии авиакомпаний друг к другу и регуляторам касались, главным образом, того, что регулирующая функция рынка досталась их непосредственным участникам. Такое право игрокам рынка давал один из приказов Минтранса. И теперь ведомство выпустило еще один уточняющий приказ, который сейчас находится на утверждении в Минюсте. Согласно этому документу, окончательное решение - утверждать или не утверждать чартеры - отдается на откуп Росавиации. И она может программу согласовать, даже если назначенный перевозчик против. Если захочет. Но вот захочет ли?

Для того, чтобы это понять, нужно посмотреть, как вела себя Росавиация в то время, когда авиакомпании ругались между собой. Вообще говоря, она была в основном на стороне назначенных перевозчиков: если те чартерную программу не визировали, то ведомство, ссылаясь на пресловутый приказ Минтранса, перевозчику в чартерах отказывала. И неважно, кто ты: большой "Аэрофлот" или низкобюджетный Sky Express. Один, правда, случай выходит за рамки общей практики. Росавиация разрешила авиакомпании "Трансаэро" чартеры по маршруту Москва-Ларнака, а потом, ссылаясь все на тот же приказ, отдельной телеграммой отозвала согласование. "Трансаэро" подала в суд на Росавиацию. В качестве обеспечительной меры суд приостановил действие запрета на чартеры и вчера принял сторону авиакомпании. Теперь "Трансаэро" может без проблем летать в Ларнаку.

Но смогут ли и остальные авиакомпании так же без проблем летать по тем направлениям, которые считают привлекательными для себя? Ведь после того, как новый приказ Минтранса выйдет из Минюста, судиться с Росавиацией не нужно будет. Не все так просто. В документе оговаривается, что Росавиация, конечно, может принять сторону чартерного перевозчика, но исходя из собственной оценки потребностей рынка. И тут начинаются вопросы: как оценивать потребность рынка? кто конкретно ее будет оценивать? насколько этот человек компетентен?

Боюсь, что все сведется к тому, что при принятии решения о потребности рынка ведомство будет отталкиваться от... рекомендаций тех же назначенных перевозчиков, от которых новый приказ призван защитить чартерных. Ведь кто кроме тех, кто уже летает в ту же Ларнаку или куда еще, лучше других может знать состояние рынка? И это значит, что, по сути, во взаимоотношениях перевозчиков на рынке международных перевозок ничего, скорее всего, не изменится. Кроме одного: в своих будущих спорах они лишатся оснований публично обвинять друг друга с экранов телевизоров и ссориться на страницах газет. Росавиация просто мужественно берет все удары на себя. И если хотите - то подавайте в суд. Только вот таких ошибок (случайных ли?), как с "Трансаэро", от ведомства больше не дождетесь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка