О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Черный ящик" остался без отца

В возрасте 85 лет ушел из жизни изобретатель бортового самописца для записи показаний приборов самолета, переговоров экипажа и требований террористов

В возрасте 85 лет ушел из жизни изобретатель бортового самописца для записи показаний приборов самолета, переговоров экипажа и требований террористов.

Австралиец Дэвид Уоррен в 1956 году изобрел не какой-то принципиально новый агрегат, а догадался объединить в одном блоке самописцы показаний авиационных приборов и катушечный магнитофон. С появлением в начале 50-х годов прошлого века массовой пассажирской авиации участились и аварии воздушных судов с несравнимо большим количеством жертв, чем в авиации военной. Одно дело, когда погибают два-три члена экипажа "мессершмитта" или "ильюшина", причем в бою, где быть убитым положено по самой сути военной профессии. И совсем другое дело разбиться при аварии самолета нескольким десяткам, а то и сотням мирных пассажиров. И когда Дэвид Уоррен участвовал в расследовании причин катастрофы в 1953 году лайнера "Комета", ему пришла в голову идея неразрушаемого "черного ящика".

"Черным ящиком" это устройство назвали из-за того, что авиационным механикам строго запрещалось его вскрывать, а конструкция устройства была секретной. Изучать показания ящика имели право только специалисты из специально создаваемой после аварии независимой комиссии для полной объективности расследования. Но само название "черный ящик" существовало задолго до появления изобретения Уоррена - так еще с начала XX века называли устройство или механизм, принципы работы которого неизвестны или даже неинтересны, а важен только результат обработки входного сигнала. Для неспециалиста "черным ящиком" является практически любой бытовой прибор, хоть бы даже телевизор. На входе - сигнал от пульта, на выходе - очередные идиотские ток-шоу или сериалы для дебилов.

Первый бортовой самописец Уоррена действительно представлял собой ящик, т.е. блок почти кубической формы, а цвет самописца был хотя и не черный, но все же серый. Современные бортовые самописцы - это прочные шары ярко-красного или оранжевого цвета, чтобы легче было отыскать среди обломков разбившегося самолета. В ящиках имеется радиомаяк, но, как ни странно, далеко не всегда они снабжены катапультами и системами обеспечения плавучести. Например, о причинах прошлогодней катастрофы А-330 компании "Эр Франс" над Атлантическим океаном, в которой погибли 228 человек, мы так никогда и не узнаем - ящики утонули и их не нашли.

Самописцы "черного ящика" подключены к системам управления самолета и записывают показания высотомера, скоростемера и прочих приборов, все данные плюс переговоры экипажа записываются на магнитную ленту или на флешку. После аварии данные расшифровываются, причем едва ли не самой важной является именно запись переговоров в кабине пилотов, хотя обычно они непечатны. Эти эмоциональные восклицания обнаруживаются на лентах самописцев не только российских авиалайнеров, но и большинства иностранных. Например, опубликовать без купюр запись последних слов польского экипажа, погибшего вместе с польским президентом под Смоленском, совершенно невозможно. Но именно эти переговоры и показания самописцев "ящика" помогают установить причину и виновников аварии, например, Боинга-747 над шотландским городком Локерби в 1988 году. Бомбу подложил в самолет ливийский госслужащий, при взрыве погибли 270 человек.

Как сказал специалист высшей квалификации по расследованию причин авиакатастроф Георгий Меерович, "черный ящик" не может сам по себе предотвратить катастрофу или захват самолета террористами, это лишь хладнокровный и бесстрастный аппарат. Но сам факт его присутствия на борту остановил уже не один десяток преступников, боящихся разоблачения. А запись показаний приборов выявила сотни недостатков в различных узлах авиалайнеров и позволила их устранить. Сейчас аварий из-за сбоя техники на миллион полетов происходит в сотни раз меньше, чем в 1925 году, когда в авиакатастрофе погиб отец Дэвида Уоррена. Трагедия послужила причиной поступления Дэвида в авиационный институт и в результате - создания бортового самописца....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка