О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российские аэропорты стали более открытыми для конкуренции

Усилия Минтранса по разделению авиаперевозочного и аэропортового бизнеса принесли свои плоды: в последнее время авиакомпаниям стало проще получить выгодные слоты в небазовых аэропортах

Усилия Минтранса по разделению авиаперевозочного и аэропортового бизнеса принесли свои плоды: в последнее время авиакомпаниям стало проще получить выгодные слоты в небазовых аэропортах. Это подтверждают как сами перевозчики, так и данные рэнкинга, составленного "Маркером". В нем уровень "открытости" аэропорта оценивался не по общему количеству авиакомпаний, выполняющих рейсы на внутренних маршрутах, а исходя из распределения самых выгодных вылетов - утренних. Преимущество в их получении, как правило, имеет базовая авиакомпания. По расчетам "Маркера", самыми конкурентными крупными аэропортами в России сегодня являются московские Домодедово и Внуково.

Еще недавно пробиться в некоторые региональные аэропорты не мог даже "Аэрофлот"

Наиболее серьезный прогресс в развитии конкуренции проявил красноярский аэропорт Емельяново. Раньше он входил в состав "Красноярских авиалиний" и, даже несмотря на вмешательство Федеральной антимонопольной службы, не давал слоты другим перевозчикам. В апреле 2006 г. три рейса в неделю согласовали лишь "Аэрофлоту". Сегодня, после того как аэропорт стал отдельной компанией, в Москву из него выполняют рейсы шесть авиакомпаний, при этом самые выгодные утренние слоты поделены между тремя перевозчиками.

Представители авиакомпаний подтверждают, что в последнее время договариваться с аэропортами действительно стало значительно проще. Во многом это связано с политикой Минтранса по разделению аэропортового и перевозочного бизнесов.

"ЮТЭйр" - король региональных аэропортов

Сейчас утренние рейсы сосредоточены у единственной авиакомпании, как правило, в небольших региональных аэропортах. Пассажиропоток здесь невелик, и поэтому перевозчики сами не заинтересованы выходить на эти линии. Среди таких аэропортов - Усть-Кут, Тамбов, Пенза, Липецк и др.

Наибольшее число выгодных утренних рейсов из региональных аэропортов - у "ЮТЭйр" и его дочерней компании "ЮТЭйр-экспресс". В восьми аэропортах эти перевозчики стали абсолютными монополистами по утренним рейсам. Еще в пяти - Тюмень, Сургут, Сыктывкар, Самара, Нарьян-Мар - их доля составляет более 50%.

Крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" доминирует только в базовом аэропорте Шереметьево. Половина утренних рейсов приходится на авиакомпанию лишь в Астрахани, по четверти - в Барнауле и Омске. Входящие в группу "Нордавиа" и "Донавиа" имеют преимущество в Архангельске, Мурманске и Ростове-на-Дону. Шесть авиакомпаний, присоединяемых к "Аэрофлоту", занимают монопольное положение еще в семи городах.

Монополизм дорого обходится пассажирам

Несмотря на позитивную тенденцию к борьбе с монополизмом, остаются случаи, когда перевозчики завышают цены на перелет из "своего" аэропорта по сравнению с аналогичными "немонопольными" маршрутами. Так, минимальный тариф из Ростова-на-Дону в Москву у "Аэрофлота" составляет 5100 руб., при этом тариф на аналогичное расстояние из Волгограда - от 2250 руб.

Самые "открытые" аэропорты России

АэропортМаксимальная доля рейсов
у одного перевозчика (%)
Количество перевозчиков
с максимальной долей
Москва (Домодедово)163
Пермь (Большое Савино)205
Москва (Внуково)223
Барнаул254
Омск (Центральный)254
Сочи254
Челябинск (Баландино)292
Мурманск332
Бегишево333
Улан-Удэ (Мухино)333


Учитывались аэропорты с количеством утренних рейсов более двух...
Авторские права на данный материал принадлежат «Маркер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка