Автор: Илья Кедров
Опубликовано: 12.08.2010, 12:39
 

Психическая атака

Разработчики истребителей схлестнулись в пропагандистском поединке


На "Фарнборо-2010" произошло одно весьма знаменательное событие: консорциум Eurofighter, предлагающий потенциальным заказчикам истребитель Eurofighter Typhoon, начал информационную войну против американской корпорации Lockheed Martin, разработчика самолета пятого поколения F-35.

Команда создателей Eurofighter Typhoon провела в ходе работы британского авиасалона пресс-конференцию, где цитируя подборки пресс-релизов Lockheed Martin и американских военно-воздушных сил, довольно убедительно доказывала, что F-35 - не многоцелевой истребитель, а тактический ударный самолет, поэтому в соответствии с традициями маркировки летательных аппаратов ВВС США его следовало бы переименовать в А-35. В качестве исторического обоснования подобной трансформации летчик-испытатель Eurofighter Крейг Пенрайз привел небезызвестный F-117А, который вследствие своих невысоких летных данных также был переквалифицирован из истребителя в штурмовик, к тому же имел весьма серьезные ограничения по применению.

По мнению представителей консорциума Eurofighter, как и в случае с F-117А, проблема в том, что достоинства полноценного истребителя не исчерпываются конструкцией, созданной по концепции снижения радиолокационной заметности. Кроме этого, машина должна обладать рядом других важных функций и не в последнюю очередь - хорошей маневренностью. Для того чтобы отправиться в боевой вылет на F-35, надо быть уверенным в том, что не встретишься в воздухе с таким серьезным противником, как, например, Су-35, считают европейцы, иначе вероятность того, что пилот F-35 получит возможность вернуться домой "к чаю и наградам", остается весьма небольшой.

До сих пор с прямой критикой программы создания F-35, которая запаздывает уже на два года и рискует перегнать по стоимости проект полноценного американского истребителя пятого поколения F-22, выступали в основном независимые эксперты и СМИ. Однако не слишком удачное положение дел с продвижением Eurofighter на рынок заставила европейцев предпринять эту открытую и решительную атаку на F-35.

Новости последних недель для консорциума Eurofighter были довольно негативными, а для Lockheed Martin - наоборот. В ходе салона "Фарнборо-2010" стало известно, что Италия скорее всего сократит свой заказ на Eurofighter Typhoon с 121 самолета до 96 машин, что позволит сэкономить около 2 млрд евро. Вместе с тем итальянский министр обороны Иньяцио Ла Русса заявил, что продолжит программу закупок F-35, не уточнив, правда, их количество.

Италия, второй по значимости после Великобритании партнер программы создания F-35, вложила в нее миллиард долларов. В 2008 году Рим заказал 131 истребитель этого типа: 69 F-35A и 62 F-35B (короткого взлета и вертикальной посадки).

16 июля правительство Канады официально подтвердило намерение приобрести 65 самолетов F-35 для замены истребителей CF-18, эксплуатирующихся с 80-х годов прошлого века. Страна кленового листа с самого начала участвует в программе F-35, хотя в качестве вариантов обновления парка ВВС рассматривался и Eurofighter.

И все-таки довольно серьезное отставание от графика создания, очень высокая стоимость (бюджет программы превышает расчетные показатели уже на 64%) и неоднозначные оценки боевой эффективности отпугивают многих потенциальных покупателей F-35. Этим решили воспользоваться конкуренты. На "Фарнборо-2010" компания Boeing представила вариант модернизации истребителя F/A-18E/F Super Hornet для зарубежных заказчиков, призванный приблизить его к пятому поколению и позволить продержаться на рынке вместе с другим продвинутым истребителем четвертого поколения этого производителя - F-15 Silent Eagle до 2025 года.

Для снижения радиолокационной заметности новый вариант F/A-18 предполагается оснастить подвесным контейнером для вооружения, в котором могут размещаться до четырех ракет AIM-120 AMRAAM, и конформными дополнительными топливными баками по типу устанавливающихся на F-16 block 60. Плоскости и фюзеляж машины будут, естественно, покрыты радиопоглощающими материалами. Истребитель также получит сенсорные многофункциональные дисплеи в кабину, новые двигатели, обеспечивающие двадцатипроцентный прирост тяги, встроенный отсек с новым радиоэлектронным оборудованием и встроенную оптико-локационную станцию. Завершение разработки новой кабины ожидается к 2015 году, остальные элементы модернизации будут готовы не позднее конца десятилетия.

Тут следует отметить, что спустя неделю после завершения "Фарнборо-2010" агентство ИТАР-ТАСС распространило сообщение со ссылкой на лондонский еженедельник Sunday Times, что в ходе состоявшихся на стыке июля и августа консультаций министра обороны Великобритании Лиама Фокса с руководством вооруженных сил было принято решение отказаться от закупок F-35B. В результате будет сэкономлено около 15,6 млрд долларов. Правда, 2,5 млрд, которые Лондон уже вложил в этот проект, при таком раскладе окажутся потерянными. Кроме того, по всей видимости, Соединенному Королевству придется заплатить некую неустойку компании Lockheed Martin. До сих пор считалось, что F-35B составят основу авиационных групп строящихся в интересах флота ее величества авианосцев класса Queen Elizabeth.

Пока подтверждения информация Sunday Times не получила, хотя слухи о том, что Лондон может сократить заказ на американские самолеты с ранее оговоренных 138 до 70 или даже 50 единиц либо вовсе отказаться от них, ходят уже давно. Симптоматично, что, по данным газеты, для новых британских авианосцев планируется закупить F/A-18E/F Super Hornet.

Отвлечемся, однако, от ожесточенной конкуренции на рынке многофункциональных истребителей и спустимся с неба на землю. Там же "Фарнборо-2010" любопытную концепцию пехотного высокоточного оружия представил европейский производитель ракетных систем - компания MBDA. Концептуальная разработка пока носит обозначение CVS101. Система должна состоять из двух типов ракет - Enforcer и Sniper. Первая весит 4,4 кг и имеет дальность полета до 2,5 км прямой наводкой и до 5 км при полете по баллистической траектории. Стрельба будет вестись с плеча, с пусковой установки массой 3,4 кг, либо с многозарядной ПУ на треноге. Enforcer может оснащаться инфракрасной головкой самонаведения, иметь тандемную или осколочно-фугасную боевую часть. Масса самой Sniper - 900, а ее боевой части - 200 граммов. Дальность пуска - до 1,5 км. Огонь ведется с плеча. Пусковые устройства для обоих типов ракет имеют оптико-электронные системы наведения. Предполагается, что Enforcer и Sniper могут не только использоваться спешенной пехотой, но и монтироваться на сухопутных боевых роботах.

Основное предназначение комплекса CVS101 - ведение боевых действий в городских условиях. По замыслу конструкторов MBDA он не является альтернативой противотанковым ракетным комплексам, основная цель CVS101 - усиление огневых возможностей пехотных подразделений в пешем строю. На рынок новый ракетный комплекс планируется вывести к 2030 году.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 августа 2010 года | Дайджест публикаций за 12 августа 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-35 (в процессе тестирования)