Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Андрей Ковалевский
Опубликовано: 05.10.2010, 13:17

"Ютэйр" подсадили на Superjet

"Ютэйр" купила самолеты, которых еще нет в серийном производстве


Региональные самолеты для самой быстрорастущей российской авиакомпании "Ютэйр" поставит "Сухой": победителем конкурса выбран лайнер Sukhoi Superjet 100. Победу в конкурсе самолета, выпуск которого задерживается уже два года, могли обеспечить солидная скидка и преференции со стороны государства, не исключают эксперты.

Лидер по внутрироссийским перевозкам тюменская авиакомпания "Ютэйр" купит 20 самолетов Sukhoi Superjet 100. "В рамках программы модернизации флота авиакомпания UTair завершила конкурс по выбору коммерческого гражданского реактивного самолета для замены в авиапарке компании воздушных судов Ту-134. По итогам работы конкурсной комиссии победителями признаны две модификации самолета Sukhoi Superjet 100 - RRJ-75В и RRJ-95B", - говорится в сообщении авиакомпании.

Участие в конкурсе приняли восемь компаний - лидеров российского и мирового авиастроения. На рассмотрение были представлены 15 различных моделей самолетов двух размерностей - 75-80 и 100-105 кресел.

Однако именно самолеты семейства Sukhoi Superjet 100 признаны экспертной комиссией максимально соответствующими техническим и экономическим требованиям авиакомпании к объекту конкурса, говорится в документе.

Остальных участников тендера авиакомпания не раскрывает. Но среди претендентов были и другие российские самолеты - Ан-148 и Ту-334, которые выпускает Объединенная авиастроительная корпорация, сообщил Reuters источник, знакомый с деталями проведения тендера.

По каталожным ценам "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) общая сумма заказа может составить почти $761 млн. Но большинство опрошенных "Газетой.Ru" экспертов не исключают серьезный демпинг со стороны производителя. "Вспоминая историю SSJ и "Аэрофлота", можно предположить, что производитель предложил цену, сильно отличающуюся от каталожной, - говорит руководитель аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Плюс хорошие условия по финансированию со стороны банков". Другой источник в отрасли, отметил, что если каталожная цена одного самолета около $30 млн, то в случае с "Ютэйр" стоимость могла быть снижена до 22-23 млн.

Более того, не исключено, что "Ютэйр" со стороны Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую входит "Сухой", предложили и дополнительные преференции, как это опять же было с "Аэрофлотом", говорит эксперт. Тогда гендиректор "Сухого" Михаил Погосян пролоббировал для "Аэрофлота" беспошлинный ввоз 10 дальнемагистральных Airbus 330.

Не исключает применения нерыночных "инструментов и рычагов" и редактор отраслевого портала Avia.Ru Роман Гусаров.

Еще в феврале текущего года гендиректор "Ютэйр" Андрей Мартиросов, несмотря на общую позитивную оценку проекта Superjet, по поводу приобретения этого самолета высказывался осторожно,

напоминает эксперт: "Мартиросов дал ясно понять: покупать самолет "Ютэйр" если и будет, то только после того, как ознакомится с опытом его эксплуатации в других авиакомпаниях".

Очевидно, что компании, активно развивающей региональные маршруты, необходим был самолет поменьше. Такие весьма эффективные самолеты, например, делает Embraer и Bombardier. Но попасть в конкурс они не могли: популярные модели этих производителей, несмотря на их желание, до сих пор не сертифицированы в России. Неплохой вариантом мог бы быть и Ан-148: в отличие от SSJ он может безболезненно садится на грунтовых ВПП.

В компании "Ильюшин Финанс" (ИФК), продвигающей Ан-148, "Газете.Ru" сообщили, что удивлены официальному сообщению "ЮТэйр". "По положению о конкурсе, разработанному самой же авиакомпанией, мы направили техническую документацию на самолет Ан-148 согласно первому этапу конкурса, - говорит пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий. - Однако ни о результатах первого этапа, ни о начале второго - главного, содержащего коммерческое предложение, авиакомпания нас не проинформировала ни одним из предусмотренных в положении способом". Таким образом, можно считать, что ИФК до сих пор находится в конкурсе, говорит Липовецкий, а авиакомпания подвела итоги какого-то другого конкурса, или приняла решение вне конкурса, о котором идет речь.

Но если конкурс признают действительным "Ютэйр", несмотря на то что необходимость замены старых Ту-134 действительно назрела, все равно получит самолеты не раньше чем через три-четыре года. Серийное производство самолета уже задержано на два года. "Что будет делать все это время активно растущая "Ютэйр" - непонятно", - говорит Гусаров. Но для "Сухого" контракт с "Ютэйр" - победа и даже больше - "роман с продолжением", считает Пантелеев: "Суметь продать сейчас, зацепить клиента означает, что будешь продавать самолеты ему и потом". ГСС рассчитывает вывести на рынок и более вместительные самолеты SSJ-130

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 октября 2010 года | Дайджест публикаций за 5 октября 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Ту-334, Авиакомпания Utair, Ан-148, Объединенная авиастроительная корпорация, Пантелеев Олег, Погосян Михаил, Мартиросов Андрей, Отраслевое агентство "АвиаПорт", Победа, Ту-134, Bombardier, ЮТэйр (UTair), Авиакомпания "Победа", ЮТэйр-Карго (в процессе тестирования)