Источник: газета «Красная звезда»
Автор: Александр Пинчук
Опубликовано: 06.10.2010, 13:11

Их причал - Шайковка


"Красная звезда" продолжает рассказывать об авиационных соединениях Военно-воздушных сил. В этом материале пойдет речь об авиабазе Дальней авиации Шайковка, расположенной в Калужской области. О том, что представляет собой соединение и что с ним произойдет в ближайшее время, рассказал командир авиабазы гвардии полковник Александр Цылев.

Первое, что бросилось в глаза, это ухоженная территория военного городка, где проживают авиаторы. Дома и здания инфраструктуры авиагарнизона пусть и 15-летней давности, а выглядят как новенькие. Возможно, потому, что строили их по немецкому проекту турки для семей военнослужащих истребительного полка, выведенного из ГДР.

В городке численностью около 7 тыс. человек есть все необходимое для нормальной жизни. Гарнизон, можно сказать, практически не зависит от районного центра, расположенного от него в 17 километрах. Как часы работает своя поликлиника Минобороны, поэтому летному составу не приходится ездить в Москву для прохождения врачебно-летной комиссии. Этим можно заниматься на месте, без отрыва от службы. Шайковка - это и детский сад с бассейном, несколько школ, свое отделение Сбербанка с несколькими банкоматами в различных торговых точках, почта и телеграф, интернет-кафе. Все исправно функционирует, и ни о каком запустении, с которым нередко приходилось сталкиваться во многих гарнизонах еще несколько лет назад, сегодня нет и речи.

Разумеется, в городке присутствуют и старые постройки, но и их содержат в удовлетворительном состоянии.

Словом, все возможности для того, чтобы нормально служить и выполнять задачи, у личного состава здесь налицо.

Частично подвести итоги мероприятий боевой подготовки в летнем периоде обучения, считает командир авиационной базы Дальней авиации гвардии полковник Александр Цылев, уже можно.

Одной из главных задач подходящего к концу периода обучения в соединении стала подготовка летно-технического состава к воздушному параду в честь 65-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне. На парад Шайковка делегировала шесть экипажей самолетов Ту-22М3, которые успешно справились с возложенной на них задачей. В парадном строю шли две тройки друг за другом. Гвардии полковник Цылев отметил, что замечаний по уровню подготовки и по самому пролету над Красной площадью у командования ВВС не возникло.

Другая, и не менее важная задача, с которой личный состав соединения достойно справился, - это летно-тактические учения эскадрилий. На них летный состав, поясняет командир, получил неплохие практические навыки при решении задач, актуальных для нашего времени.

В свою очередь командиры эскадрилий приобрели необходимый им опыт при принятии решения, а инженерно-технический состав в подготовке и обслуживании авиационной техники.

В воздухе отрабатывались поиск и обнаружение целей, а также их уничтожение. Были проведены практическое бомбометание и тактические пуски ракет с оперативного аэродрома по мишеням на полигоне Гурьяново. Обе эскадрильи получили положительные оценки. Хотя и без недостатков не обошлось. На них обращено внимание командиров отрядов и авиационных эскадрилий. Так что есть над чем в дальнейшем серьезно работать, считает гвардии полковник Цылев.

В настоящее время на авиабазе завершается подготовка экипажей по предназначению - к нанесению как ракетных, так и бомбовых ударов. Подошло к концу и обучение инструкторов. Завершилась подготовка летного состава на квалификационные категории и при метеорологическом минимуме погоды.

Процент выполнения плана боевой подготовки, отмечает командир авиабазы, один из самых высоких в Дальней авиации, поэтому появилась возможность приступить к изучению последующих задач в рамках грядущего командно-штабного учения.

При воздушном патрулировании ракетоносцам-бомбардировщикам дальнего радиуса действия Ту-22М3 этой авиабазы вменяются полеты по маршруту. Например, над акваториями Черного или Балтийского морей. Ходят ракетоносцы и "за угол" (так летчики называют полеты в Атлантику вдоль Скандинавии), где их непременно сопровождают истребители ВВС иностранных государств. Хотя иногда, полушепотом признаются летчики, случается, что "гостей" они могут иногда натурально проспать. Средняя продолжительность полета - 4-5 часов. Дозаправка на Ту-22М3 не предусмотрена в отличие от Ту-22М2, на котором заправочная штанга стояла. Как известно, в процессе сокращения стратегических вооружений от эксплуатации в ВВС самолета Ту-22М2 мы были вынуждены отказаться.

Экипажи Ту-22М3 из Шайковки взаимодействуют с воздушными и наземными силами ПВО, отрабатывая совместные учебно-боевые задачи, принимают участие в учениях Северного флота.

В ходе патрулирования бомбардировщики на одном из этапов сопровождают наши истребители ПВО. При этом Ту-22М3 должны условно уничтожить авианосную ударную группу, а авиация противовоздушной обороны тренируется в перехвате воздушной цели. Такие элементы боевой подготовки проводятся не всегда поданным заявкам. Это значит, что наземные силы ПВО зачастую не поставлены в известность, где намечен маршрут ракетоносцев. Поэтому в небо поднимается дежурное звено, осуществляется "перехват", а уже далее следует патрульное сопровождение в нейтральных водах.

В настоящее время налет в соединении на экипаж составляет 50 часов. Хотя есть летчики-инструкторы, у которых он порядка 200 часов в год и более.

- В соединении сейчас служит много молодых летчиков и штурманов, - рассказывает гвардии полковник Цылев. - Зимой они в полном объеме прошли переучивание на свой тип самолета в Центре подготовки и переучивания летного состава (Дальней авиации) в Рязани. В мае они прошли наземную подготовку. И вот теперь уже четвертый месяц выполняют полеты по плану летного периода подготовки.

Несмотря на то что все молодое пополнение пришло на авиабазу без классности, в соответствии с указанием главкома ВВС как минимум 50 процентам из них предстоит сдать квалификационный экзамен на 3-й класс уже в этом году. Впереди всех пока штурманы-операторы, практически все они сдали зачеты и получили 3-й класс.

Авиабаза Шайковка сегодня - это три авиационные эскадрильи. В ее состав вошла авиационная база из Сольцов (Новгородская область). В основном весь летно-инженерный состав планово перебрался сюда, в Калужскую область. Да и сам командир, гвардии полковник Цылев, из Сольцов. Он руководит соединением в Шайковке чуть более года.

По мнению гвардии полковника Цылева, эти два авиагарнизона многим отличаются друг от друга, начиная с погодных условий (в Новгородской области традиционно более дождливый и влажный климат, чем в Калужской области) и заканчивая расположением военного городка относительно аэродрома (в Шайковке все более компактно), а также развитостью бытовой инфраструктуры и жилой зоны.

Что касается авиационной техники, рассказывает командир авиабазы, то пока вопрос стоит о продлении ресурса эксплуатации самолетов. Средний возраст Ту-22М3 - 18-20 лет. На переходный период, то есть на время создания перспективного авиационного комплекса Дальней авиации, а это 2015—2020 гг., предусмотрена модернизация существующей техники.

Во всех гарнизонах стратегов постоянно находятся представители промышленности, которые отслеживают порядок эксплуатации авиатехники. В случае возникновения отказов в дело вступают специалисты с заводов, выясняют причины и при необходимости отправляют борт на ремонт.

За последний год в соединении значительно увеличилась численность личного состава по призыву. Сейчас таких солдат и сержантов почти полтысячи. Ранее в эскадрильях было от силы по шесть новобранцев по призыву. Поэтому офицеры отчасти уже подзабыли, как управлять солдатами-срочниками.

По словам заместителя командира авиабазы по воспитательной работе гвардии подполковника Валерия Морозова, офицерский состав постепенно вспоминает методы работы с такими подчиненными. Ведь не секрет, что юноши приходят с "гражданки" в соединение разные. Кто-то буквально со школьной скамьи, а кто-то - и с образованием, пусть и средним техническим, но для авиационной части и это благо. Если раньше в группах обслуживания авиационной техники не было военнослужащих по призыву, то сейчас они есть. Разумеется, нужны люди с подготовкой по специальности "Техник" или "Механик". В спеццентрах ВВС и непосредственно в части они осваивают дополнительные дисциплины.

- В наш гарнизон военнослужащих-срочников в основном набирают из Центральной части России, и им здесь нравится служить. К ним приезжают родители. Нередко случается, что и благодарят командование за работу с сыновьями. После увольнения наших воспитанников в запас приходят положительные отзывы о многих из них с мест учебы или работы. Это приятно, - рассказывает гвардии подполковник Морозов.

Пятидневная война Грузии с Южной Осетией привнесла печальные страницы в историю тогда еще 52-го гвардейского тяжелобомбардировочного авиаполка, на основе которого и создана авиабаза.

В ночь с 8 на 9 августа 2008 года при выполнении боевого задания грузинскими вооруженными силами был сбит самолет Ту-22М3. Гвардии майор Вячеслав Малков попал в плен, но через десять дней был освобожден. Двое штурманов - гвардии майоры Виктор Прядкин и Игорь Нестеров погибли, а командир корабля подполковник Александр Ковенцов пропал без вести...

Сегодня в соединении служит немало летчиков и штурманов, которые на своих тяжелых бомбардировщиках поднимались в небо в ходе грузино-югоосетинского конфликта, в том числе и командир базы гвардии полковник Александр Цылев. За выполнение боевых задач Президент России Дмитрий Медведев вручил ему во Владикавказе орден Мужества. Награждены и другие офицеры летно-технического состава соединения, участвовавшие в операции по принуждению Грузии к миру.

Среди них - молодой командир корабля гвардии старший лейтенант Роман Дробышев. Роман два года назад летал помощником командира корабля и совершил пять боевых вылетов, за участие в конфликте награжден медалью Нестерова.

* * *

С 1 декабря авиабазу ждут новые перемены. Реорганизуется соединение Дальней авиации в Энгельсе, и в его состав авиагруппой вливается база Шайковка. Отрадно, что количество эскадрилий при этом не уменьшится.

Так или иначе, офицеры авиабазы все изменения организационной структуры воспринимают как необходимую и назревшую оптимизацию, которая существенно не повлияет на их службу и быт, но на новый уровень поднимет боевую готовность авиагруппы.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 6 октября 2010 года | Дайджест публикаций за 6 октября 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-136 (в процессе тестирования)