Источник: газета «Коммерсантъ - Нижний Новгород»
Автор: Станислав Залуговский
Опубликовано: 06.10.2010, 13:23

Инвестиционный треугольник

За акции нижегородского аэропорта поборются три претендента


"Ъ" стали известны участники конкурса на реконструкцию международного аэропорта Нижнего Новгорода. Предварительный отбор прошли "Новапорт" Романа Троценко, аэропорт Кольцово Виктора Вексельберга, а также фонд "Региональные программы", управляемый экс-директором столичного аэропорта Шереметьево Сергеем Беляевым. По условиям тендера победитель должен выкупить в ходе допэмиссии 73% акций нижегородского аэропорта стоимостью порядка 710 млн руб. и вложить в его реконструкцию не менее 3,3 млрд руб. Аналитики отмечают, что заявки инвесторов на долгосрочные инвестиции в аэропорт Нижнего пока не подтверждены официальными партнерствами с крупными инвестиционными структурами, как это было, например, в Санкт-Петербурге.

Об итогах первого квалификационного этапа конкурса вчера "Ъ" рассказал заместитель губернатора Нижегородской области Дмитрий Сватковский, курирующий инвестиционный блок регионального правительства. По его словам, всего на участие в конкурсе заявились пять инвесторов. Кроме "Новапорта", аэропорта Кольцово и фонда "Региональные программы", интерес к проекту реконструкции и развития ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород" (МАНН) проявила международная инвестиционная группа Dr.Nimmerrichter&Partners, а также ЗАО "Нижегородспецгидрострой". Но они не прошли квалификационный отбор, на котором кроме гарантий финансовой устойчивости оценивался опыт конкурсантов по управлению международными аэропортами и по финансированию объектов транспортной инфраструктуры. Конкретные причины заместитель губернатора не раскрыл. Выбрать инвестора конкурсная комиссия должна до конца года.

ОАО "Аэропорт "Кольцово" входит в группу "Ренова" Виктора Вексельберга, управляет международным аэропортом Екатеринбурга. По итогам 2009 года компания получила 230,2 млн руб. чистой прибыли, что в 2,5 раза меньше, чем в 2008 году.

ООО "Новапорт" входит в Aeon Corporation главы Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко. Компания специализируется на реализации комплексных программ развития аэропортов в городах России — новосибирского ОАО "Аэропорт Толмачево", барнаульского ОАО "Авиапредприятие Алтай", ОАО "Аэропорт Чита", ОАО "Аэропорт Астрахань" и ООО "Аэропорт Томск". Суммарный пассажиропоток аэропортов по итогам 2009 года — 2,7 млн человек, грузопоток — 23,3 тыс. т. Выручка ООО "Новапорт" в минувшем году — 4,1 млрд руб.


НКО "Русский фонд развития "Региональные программы" возглавляет бывший руководитель Росимущества и столичного аэропорта Шереметьево Сергей Беляев. Открытых данных о деятельности фонда и реализованных им проектах нет.

Интерес компании к нижегородскому тендеру директор по стратегическим коммуникациям екатеринбургского ОАО "Аэропорт Кольцово" Юлия Федотова объясняет тем, что МАНН расположен в крупном центральном регионе. "Немаловажную роль сыграло и то, что оценкой аэропорта год назад занималась компания Hochtief Airports (партнер Кольцово по ряду проектов), что, по нашему мнению, гарантирует прозрачность и цивилизованность процесса привлечения инвестора", — добавляет госпожа Федотова. Основной риск инвестиций в нижегородский аэропорт, по ее словам, заключается в наличии хорошей автотрассы и скоростного железнодорожного сообщения между Нижним и Москвой. "Но при грамотно выбранной стратегии, четкой реализации планов, крупных инвестициях и поддержке со стороны региональных и федеральных властей, как показывает практика, вполне реально преобразование МАНН в достойный для такого крупного региона аэропорт", — уверена Юлия Федотова. Она отметила также, что в случае победы в конкурсе Кольцово сосредоточится, в частности, на привлечении федеральных средств на реконструкцию аэродрома, а также региональных перевозчиков, с которыми компания сотрудничает на своей площадке в Екатеринбурге. Последние, по ее словам, уже проявляют интерес к нижегородскому аэропорту. О готовности в случае победы в конкурсе привести в Нижний всех авиаперевозчиков, с которыми работает "Новапорт", заявляет и представитель компании Максим Шапиро. Сейчас, по его словам, "Новапорт" рассматривает возможность дальнейшего участия в конкурсе "исходя из положений расширенной конкурсной документации, которую компания получила от Hochtief Airports". Получить комментарии фонда "Региональные программы" вчера не удалось.

Состав "финалистов" конкурса свидетельствует о низком уровне интереса финансовых институтов к ОАО МАНН, полагает глава аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. "В прошлом году в заключительный этап конкурса на привлечение инвестора в аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге прошли консорциумы из управляющих аэропортовых компаний и крупных инвестиционных структур (ООО "Петропорт-концессия" — создано УК "Лидер", Газпромбанком и Vienna Airport Group, ООО "Невский аэропорт" — организовано холдингом "Базовый элемент" Олега Дерипаски и сингапурским аэропортом Changhi, а также компания "Воздушные ворота Северной столицы" — создана ВТБ, оператором аэропорта Франкфурта-на-Майне Fraport и греческой Copelouzos Group — "Ъ")", — вспоминает господин Пантелеев. Таким образом, если конкурс по определению инвестора ОАО МАНН в итоге состоится, как прогнозирует эксперт, победителю еще предстоит продолжительная работа по поиску длинных финансовых ресурсов для реализации проекта.

Коммерческий директор авиакомпании "Регион-Авиа" Алексей Марчуков отмечает, что "Новапорт" и Кольцово обладают успешным опытом управления аэропортовыми хозяйствами в регионах страны, как сопоставимых, так и превосходящих МАНН по объемам бизнеса. "Приход одной из этих компаний на нижегородскую площадку должен позитивно сказаться на ее дальнейшем развитии, — считает господин Марчуков. — Обе они успешно работают над развитием маршрутной сети своих аэропортов, предлагая перевозчикам привлекательные рыночные условия сотрудничества. Одновременно реконструируются и строятся новые терминалы и другие объекты наземной инфраструктуры, внедряются новые технологии". Прокомментировать перспективы участия фонда "Региональные программы" в конкурсе аналитики затруднились.

На каких условиях привлекают инвестора для аэропорта

Прием заявок от потенциальных инвесторов МАНН стартовал 26 июля 2010 года. Согласно конкурсной документации, размещенной на сайте аэропорта, конкурс проходит в два этапа. Результат второго этапа, который идет в данный момент, и конкурса в целом будет зависеть от условий участия инвесторов в выкупе допэмиссии акций аэропорта: победитель должен будет, в частности, предложить максимальную цену за примерно 281,5 тыс. акций номинальной стоимостью не менее 2520 руб. каждая (то есть стоимость пакета не может быть ниже примерно 710 млн руб.). Согласно проекту инвестиционного соглашения, с выкупом допэмиссии доли в акционерном капитале ОАО МАНН распределятся между Нижегородской областью в лице регионального мингосимущества, ФГУП "Международный аэропорт Нижний Новгород" и победителем конкурса в пропорции 25,001%, 1,378% и 73,621% соответственно.

По условиям проекта акционерного соглашения инвестор должен будет вложить в развитие международного аэропорта Нижний Новгород не менее 3,3 млрд руб. В частности, в реконструкцию существующего аэровокзала инвестиции не должны быть ниже 217,3 млн руб., в строительство нового пассажирского терминала площадью 8 тыс. кв. м — не менее 880 млн руб., в расширение нового пассажирского терминала до 20 тыс. кв. м — не менее 1,32 млрд руб., в реконструкцию существующей инфраструктуры и служебных помещений — не менее 883 млн руб. В целом денежные вливания будут распределены на три фазы: первые две — с 2010 года по 2016-й, третья — после достижения пассажиропотока до порядка 900 тыс. пассажиров в год на протяжении двух лет подряд.

ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород"

Создано в 2003 году на базе основанного в 1992 году госпредприятия (аэродром Стригино действует с 1939 года). Является запасным аэропортом московского авиаузла. Взлетно-посадочная полоса, системы навигации и освещения находятся в федеральной собственности, 94,5% уставного капитала принадлежат правительству Нижегородской области. По итогам 2009 года чистая прибыль компании снизилась более чем в 10 раз по сравнению с показателями 2008 года до 340 тыс. руб. Пассажиропоток в первом полугодии 2010 года — около 161 тыс. человек, что на треть выше показателя за первые шесть месяцев 2009 года.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 6 октября 2010 года | Дайджест публикаций за 6 октября 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Нижний Новгород». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэропорт ТОМСК, Авиапредприятие "Алтай", Элемент, Аэропорт Толмачево, Шапиро Максим, Пантелеев Олег, Аэропорт Чита, Новапорт, Воздушные Ворота Северной Столицы, Отраслевое агентство "АвиаПорт", Международный аэропорт Кольцово, Аэропорт Астрахань, Аэропорт, Международный аэропорт Нижний Новгород, Ан-32 (в процессе тестирования)