О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Коптить и не платить

"Аэрофлот" призвал правительство России противодействовать требованиям ЕС об обязательной покупке квот на выбросы, которые вводятся с 2012 года. С учетом роста перевозок, уже к 2015 году "Аэрофлот" будет тратить на покупку квот около 10 млн евро

"Аэрофлот" призвал правительство России противодействовать требованиям ЕС об обязательной покупке квот на выбросы, которые вводятся с 2012 года. С учетом роста перевозок, уже к 2015 году "Аэрофлот" будет тратить на покупку квот около 10 млн евро. Европейские перевозчики будут платить гораздо больше, возражают эксперты, так что "Аэрофлот" получит конкурентное преимущество.

Лидер российских авиаперевозок "Аэрофлот" посчитал свои потенциальные расходы на покупку квот на выбросы двигателей самолетов. С каждым годом эти расходы "Аэрофлота", активно наращивающего пассажиропоток, будут расти. Как говорится в презентации авиакомпании, имеющейся в распоряжении "Газеты.Ru", при выполнении требований ЕС покупка недостающих квот на аукционе обойдется "Аэрофлоту" в 2012 году примерно в 4,5 млн евро, а в 2015 году около 10 млн евро (при цене 1 тонны выброса СО2 в 14 евро).

Список авиакомпаний, которым до 2012 года надо будет снизить объемы выбросов углекислого газа в атмосферу, Еврокомиссия опубликовала еще в 2009 году. Система разрабатывалась еще в 2004-2006 годах, решение о ее введении было зафиксировано директивами Еврокомиссии от 19 ноября 2008 года и 16 апреля 2009 года. Как и в случае с промышленными выбросами, система основана на торговле квотами, 85% которых предоставляются авиакомпаниям бесплатно, а еще 15% выставляются на конкурс.

На 2012 год сертификат на одну тонну выбросов обойдется авиакомпании в €14. Штраф за неуплату квоты составит €100 за тонну. Тем же, кто вовсе откажется платить, полеты в страны ЕС, скорее всего, будут временно запрещены.

Всего в опубликованный ЕС список попали около 4 тысяч авиакомпаний. Это почти все крупнейшие мировые авиаперевозчики, в том числе Lufthansa, KLM, Qantas. Среди российских компаний в списке помимо "Аэрофлота" числятся, например, S7 (бывшая "Сибирь"), ГТК "Россия", "Трансаэро". В 2009 году наши авиакомпании начали вникать в проблему. "Трансаэро", например, нанял для разработки плана сокращения количества выбросов специализированную американскую компанию. "Аэрофлот" тоже взялся за оценку ситуации.

Судя по презентации, "Аэрофлот" не скрывает: расходы по квотам оплатит пассажир.

Авиакомпания даже подсчитала: при выполнении требований ЕС расходы одного пассажира в 2012 году увеличатся на 0,59 евро на европейских рейсах и на 0,38 на всех остальных. Если же "Аэрофлот" откажется покупать квоты и будет оштрафован, расходы одного пассажира увеличатся на 18-28 евро.

Упирая на этот фактор, "Аэрофлот" обращается за защитой в правительство и просит принять принципиальное решение "о противодействии реализации Директивы на различных уровнях". В частности, компания предлагает разработать и ввести в действие аналогичную систему учета выбросов авиацией СО2 в России. Но при этом "распространить ее только на рейсы, выполняемые через территорию России транзитом без посадки", то есть, по сути, на иностранные компании. И это притом, что сам перевозчик много лет получает сотни миллионов долларов от зарубежных компаний просто за право полета по транссибирским маршрутам. Кроме того, "Аэрофлот" рекомендует правительству "разработать механизм компенсации российским авиакомпаниям расходов, связанных с необходимостью приобретения квот на выбросы парниковых газов".

Экспертов позиция перевозчика удивила. По словам руководителя аналитического отдела "Авиапорт" Олега Пантелеева, сложившаяся ситуация как раз на руку "Аэрофлоту". "Европейские перевозчики, с учетом их постоянных полетов над небом ЕС, вынуждены будут платить по квотам на порядок больше, ведь европейские полеты "Аэрофлота" - это лишь небольшая часть от всех его перевозок. В итоге "Аэрофлот" получит серьезное конкурентное преимущество", - говорит Пантелеев. К тому же, потеряв несколько миллионов евро, перевозчик, так же как и другие российские авиакомпании, совершенно спокойно сможет переложить на плечи пассажиров все свои дополнительные расходы. Конкуренты из ЕС и Америки вынуждены будут повышать цены на перевозки значительно сильнее....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка