Источник: газета «Гудок»
Автор: Ринат Накипов
Опубликовано: 07.10.2010, 17:06

Русских летчиков освободили из плена

Экипаж вертолета Ми-8 суданские повстанцы держали в плену два месяца


Вечером 6 октября двое российских летчиков и их коллега из Казахстана были доставлены в Хартум. Разрешить ситуацию с их задержанием помогали наши дипломаты.

Состояние двоих наших соотечественников и одного гражданина Казахстана нормальное, они здоровы. В ближайшее время россияне вернутся на родину. В Судане летчики работали в командировке от Иркутского авиазавода. Решение об освобождении летчиков и передаче российской стороне было принято еще 5 октября, после проведенного в отношении них расследования.

Экипаж вертолета "Суданских авиалиний" был похищен 8 августа по подозрению в связях с повстанцами. Российских летчиков арестовали по подозрению в контрабанде оружия и перевозке повстанцев. Вертолет был арестован Суданской народно-освободительной армией в городе Палойч на юге страны, куда он приземлился для дозаправки.

Находившиеся на его борту восемь пассажиров были арестованы как сторонники повстанческого движения бывшего кандидата на пост губернатора штата Джонглей Джорджа Атора, который с мая ведет военные действия против властей Южного Судана.

С момента захвата экипаж находился под арестом в одной из гостиниц в административном центре Северного Судана - Джубе. Летчиков охраняли круглые сутки и не позволяли покидать территорию отеля.

Капитан экипажа Анатолий Моногаров рассказал об обстоятельствах пребывания летчиков в плену. Он сообщил, что 8 августа пилоты выполняли на Ми-8 транспортный рейс из Хартума. Они доставляли продукты в отдаленную деревню. Согласно указаниям менеджера компании, экипаж принял на борт нескольких пассажиров. При дозаправке в городе Фалуджи, также расположенном в Южном Судане, экипаж и пассажиров схватили солдаты и приказали лечь на землю.

После этого их арестовали и держали в сарае. У людей отобрали деньги, документы, часы и телефоны. "Слава богу, одежду оставили", - пишет мужчина. По его словам, в день каждый человек получал только бутылку воды. Через неделю пребывания арестантов на лодке доставили в Джубу и передали военному руководству Северного Судана, то есть оппозиционной стороне. С тех пор они находились у них.

Условия содержания в Джубе были вполне сносными - летчиков начали кормить. Через некоторое время им предоставили ноутбук для связи с родными. Сами летчики в шутку назвали свое задержание "заключением с повышенным питанием". Однако все время пока продолжались переговоры об их освобождении у ребят не было возможности сменить одежду и побриться - к моменту освобождения они походили на бездомных оборванцев.

Они были выпущены на свободу в результате переговоров, в которых принимали участие представители суданских властей, спецслужб и правительства Южного Судана, которое стремится к автономии от центра.

5 октября сам Анатолий Моногаров написал, что "мы на свободе. В Джубе у русских. Билеты в Хартум на завтра на 6 вечера. С большим трудом вчера подписали документ о передаче нас русскому послу. Ночевали в Джубе у русских военных летчиков. Сегодня даже в бане попарились".

Примечательно, что пассажиры вертолета до сих пор находятся под арестом в ожидании суда. Кроме того, переправленный в аэропорт Джубы вертолет по-прежнему остается там, так как авиакомпания отказалась его забирать.

Задержание вертолета с российским экипажем и пассажирами спровоцировало серьезный политический конфликт между хартумскими властями и правительством стремящегося к отделению юга страны. Джуба обвинила правящий на севере Национальный конгресс в поддержке направленных против властей действий движения мятежного генерала Атора. Хартум отверг это обвинение, заявив, что пассажиры вертолета не имеют отношения к оппозиционным движениям.

В истории с россиянами в конфликт включилось правительство Южного Судана, которое провело собственное расследование, по результатам которого была подтверждена непричастность российских пилотов к каким либо военным группировкам.

В Судане уже много лет идет гражданская война, страну контролируют различные группировки, поэтому иностранные летчики часто оказываются в центре противостояния воюющих сторон. И российских пилотов похищают в Судане не в первый раз. Так, 29 августа в провинции Дарфур были захвачены три члена экипажа вертолета Ми-8.

В этот раз летчики были освобождены в течении двух дней. Как выяснилось пилотов, работавших на частную компанию Badr Airlines, два дня держали в плену местные бандиты.

За последний год в Судане зафиксировано более 20 случаев похищения иностранных граждан. Все они были позже освобождены. Местные власти утверждают, что никогда не платят выкуп. Между тем, имеются данные, что определенные деньги похитителям все же уходили.

А 26 июля 2010 года во время промежуточной посадки в южном Дарфуре был захвачен вертолет Ми-8 авиакомпании "ЮТэйр". Из-за плохой погоды воздушное судно совершило незапланированную посадку в районе, контролируемом войсками правительства Судана. Члены экипажа и пассажиры вертолета после посадки были избиты. Затем командира вертолета увезли в неизвестном направлении, а остальных людей отправили в одну из воинских частей суданской армии.

Ответственность за захват вертолета некоторые СМИ возложили на бойцов суданского проправительственного ополчения, которые таким образом пытались добиться выплаты зарплаты. Командир экипажа Евгений Мостовщиков находился в плену несколько дней. Он был освобожден и передан представителям миссии ООН в Дарфуре уже 30 июля.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 октября 2010 года | Дайджест публикаций за 7 октября 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Капитан, Ми-8 (в процессе тестирования)