О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ориентация по стакану

Д.Медведев присвоил звание Героя России пилотам Мирнинского авиапредприятия компании "Алроса" Е.Новоселову и А.Ламанову, которые 7 сентября смогли посадить в Коми пассажирский Ту-154М после того, как у него в полете отказала вся бортовая электроника

Дмитрий Медведев в пятницу присвоил звание Героя России пилотам Мирнинского авиапредприятия компании "Алроса" Евгению Новоселову и Андрею Ламанову, которые 7 сентября смогли посадить в тайге в Республике Коми пассажирский Ту-154М после того, как у него в полете отказала вся бортовая электроника. Без единого прибора и с заканчивающимся горючим экипаж нашел заброшенную и уже заросшую кустарником взлетно-посадочную полосу и благополучно на нее приземлился. В результате не только не пострадал никто из пассажиров, но и сам самолет получил лишь незначительные повреждения.

Самолет Ту-154М авиакомпании "Алроса-Авиа" 7 сентября выполнял рейс из якутского аэропорта Полярный в столичный аэропорт Домодедово. На его борту находилось 72 пассажира и девять членов экипажа. Через три с половиной часа полета - около 8.00 по Москве - на высоте 10,6 км у самолета внезапно отказало все навигационное оборудование, электропитание и радиосвязь. Пилоты пошли на снижение, чтобы выйти из облаков и сориентироваться, на какой высоте они находятся. Но на высоте 3 км у Ту-154М сработала сигнализация аварийного остатка топлива в расходном баке - перестали работать электронасосы перекачки топлива. В результате у летчиков осталось полчаса, чтобы без каких-либо ориентиров и карт найти в тайге приемлемое место для посадки. Сначала они увидели реку и повернули к ней, надеясь найти более или менее ровное пространство, хотя бы на опушке леса. При этом, как признали потом сами члены экипажа, произошло практически чудо - они заметили поросшую кустарником бетонную полосу, которая оказалась заброшенным военным аэродромом близ села Ижма.

Этот аэродром, как позже выяснилось, изначально не был рассчитан на прием самолетов такого класса, а последние годы и вовсе обслуживал лишь вертолеты. Длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) составляла всего 1400 метров - вдвое меньше, чем требуется для Ту-154М, а качество покрытия оставляло желать много лучшего. Но иного варианта не было, и пилоты решили садиться.

Чтобы определять уровень крена лайнера ("на глазок" это невозможно, а "авиагоризонт" не работал), штурман Сергей Талалаев использовал наполненный водой пластмассовый стаканчик. Так как из-за отказа электрооборудования у Ту-154 не выпускались закрылки и предкрылки, посадку пришлось производить на скорости 400 км/ч при норме 255 км/ч. Тем не менее экипаж смог успешно приземлить лайнер, хотя для полной остановки взлетной полосы не хватило. Ту-154 выкатился за ее пределы в лес почти на 200 метров, срубая крыльями деревья, но, к счастью, особо больших не оказалось. В результате никто из находившихся на борту людей не пострадал, а единственной жертвой ЧП стал попавшийся на пути аварийного самолета заяц.

То, что экипаж совершил настоящий подвиг, стало понятно сразу после первых рассказов о ЧП пассажиров и жителей Ижмы. Но ввиду уникальности происшедшего представители СКП были более осторожны, и среди версий причин инцидента не только отказ электрооборудования, о чем говорил экипаж Ту-154, но и другие, в том числе ошибка пилотирования.

Впрочем, данные пилотов подтвердились довольно быстро. Как выяснилось, причиной отказа бортовых систем Ту-154М стала неисправность аккумуляторов - так называемый "тепловой разгон", когда из-за малого количества электролита и высокой температуры в аккумуляторе повышается скорость ионизации кислорода, отчего он начинает разогреваться и на нем снижается напряжение.

Уже через несколько дней официальный представитель "Росавиации" Сергей Извольский назвал действия экипажа Ту-154М "героическими", а президент дал понять, что действия экипажа будут оценены по достоинству. "Несколько дней назад у нас совершенно уникальная ситуация сложилась с самолетом Ту-154, - сказал тогда г-н Медведев. - Мы до этого смотрели за тем, как геройски действовали американские летчики, которые посадили самолет на воду. Но наши совершили не менее героический поступок. Причины случившегося установит следствие, но в любом случае благодаря мужеству и геройству этих людей удалось совершить аварийную посадку в абсолютно неприспособленных условиях, в которых подобного рода происшествия обычно заканчиваются трагически. Они спасли пассажиров - пассажиры обратились ко мне с предложением наградить их. Я это обязательно сделаю".

И в минувшую пятницу это случилось. "За мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях" звание Героя России присвоено командиру Ту-154М Евгению Новоселову и второму пилоту Андрею Ламанову. Остальные члены экипажа - бортпроводники Василий Выродов, Николай и Елена Дмитриевы, Рифкат Низамов, бортинженер Рафик Каримов, старший бортпроводник Елена Разумова и штурман Сергей Талалаев - награждены орденом Мужества.

Тем временем дальнейшая судьба самого Ту-154М, который экипаж сумел посадить в тайге, пока не решена. Вскоре после ЧП его отбуксировали из леса на полосу военного аэродрома, но что с ним делать дальше, пока никто не знает. Одни эксперты заявляли, что поднять лайнер в воздух на столь короткой и плохой полосе невозможно и вывозить его надо по земле, разобрав на части. Но после того как место ЧП посетили специалисты КБ "Туполев", завода-изготовителя, а также специалисты авиакомпании "Алроса-Авиа", было высказано предположение, что лайнер после ремонта все-таки сможет взлететь сам, но для этого ему помимо прочего нужно заменить поврежденные двигатели, а также расширить и удлинить саму ВПП. В этом случае поднимать самолет в воздух скорее всего будут летчики-испытатели. Тем не менее окончательное решение пока не принято....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка