Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Артем Михайлов
Опубликовано: 11.10.2010, 11:48

В Австралии создают летающую тарелку

Для подъема огромных конструкций


Австралийская компания Skylifter проектирует летательный аппарат, при помощи которого можно перемещать по воздуху гигантские сооружения, в том числе крупногабаритные промышленные установки, пролеты мостов или многотонные памятники. Так называемый карголифтер по сути внушительный дирижабль, однако форма у него не классическая и представляет собой диск диаметром 150 м.

Немаленькие размеры позволят летательному аппарату перевозить груз весом 150 т. Заметим, что грузовые вертолеты способны поднимать до 20 т, а существующие дирижабли - только 2 т. Соответственно, по грузоподъемности у австралийской летающей тарелки равных не будет.

Разработчики доказывают, что им удалось решить извечные проблемы дирижаблестроения - неустойчивость к ветровым нагрузкам и трудности погрузки-разгрузки. Как рассказал РБК daily заведующий кафедрой летательной техники Московского физико-технического института Андрей Шустов, сложность в том, что, когда с дирижабля снимается груз, он начинает набирать высоту.

"Надо быстро изменять подъемную силу дирижабля, чтобы его не унесло. Если крупный аппарат причаливает и мы его разгружаем, то ему сложно держаться по ветру. Соответственно, его приходится привязывать к чему-то, к штанге допустим. Очевидно, что способы причаливания и разгрузки еще не проработаны и достаточно проблематичны", - убежден г-н Шустов.

Однако австралийские ученые полагают, что форма диска придаст дирижаблю меньше парусности при боковом обтекании ветрами во время стоянки. Таким образом, летающая тарелка не окажется столь зависима от воздушных потоков и на высоте до 2 км. Вдобавок дисковый аппарат при снижении будет функционировать как своеобразный парашют, что обеспечит более ровное и мягкое приземление груза. Австралийцы уже создали прототип устройства в миниатюре, и, по их словам, оно оправдывает их ожидания. В ближайшие три года они намерены приступить к возведению полноразмерного летательного аппарата.

Впрочем, по мнению Андрея Шустова, такую конструкцию надо еще проанализировать, чтобы делать выводы. "Иностранцы любят поднимать планку очень высоко, что правильно, но иногда в их заявления вкрадываются и чрезмерные преувеличения. Те, кто разрабатывает карголифтеры, заявляют огромные грузоподъемности, но до реализации очень далеко", - полагает ученый.

Генеральный директор и главный конструктор фирмы "Аэростатика" Александр Кирилин указывает на недочеты проекта. "Австралийцы думают, что эта форма создаст обтекание ветра, но это не так. Диск получит сопротивление в три-четыре раза больше, чем классическая "сигара". Значит, топлива на движение летающей тарелки будет тратиться больше. А что касается парашюта, то всякий дирижабль - это очень хороший парашют. Наоборот, форма диска может проявить себя как кленовый лист при приземлении. Подобный дирижабль начнет ходить туда-сюда, а классический - нет".

В то же время г-н Кирилин заметил, что транспортных дирижаблей сейчас в мире нет и создание первого в этом роде аппарата необходимо. "Дирижабли более экономичны, чем самолеты и вертолеты. Вертикальный взлет и посадка приводят к тому, что им не нужны аэродромы. Они способны преодолевать большие расстояния, и урон экологии наносят минимальный. Плюс дирижабли безопасны. Они статически устойчивые, и даже если выйдут из строя все двигатели и система управления, то они не упадут в отличие от аппаратов тяжелее воздуха", - считает российский конструктор.

Кстати, австралийские инженеры заявили, что если с карголифтером у них не получится, то из своего дирижабля они сделают летающий отель.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 октября 2010 года | Дайджест публикаций за 11 октября 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Самолетостроение (в процессе тестирования)