Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Василий Сычев
Опубликовано: 12.10.2010, 11:20

Если дронам тесно

Американским военным позволили выводить беспилотники в общее воздушное пространство


Федеральное авиационное управление США дало добро на полеты беспилотных летательных аппаратов вооруженных сил страны в гражданском воздушном пространстве. Правда, разрешение содержит массу оговорок, уточнений и ограничений, но в Пентагоне встретили его появление с энтузиазмом как первый успешный шаг на пути интеграции БПЛА в общее воздушное пространство страны. Впрочем, каким образом будут регулироваться полеты беспилотников и гражданских самолетов над США, точно сказать пока никто не может.

В настоящее время во всем мире беспилотникам позволено осуществлять полеты только в строго ограниченном воздушном пространстве, специально зарезервированном для военных нужд. Такие ограничения связаны с тем, что наземные операторы дронов не имеют всей полноты обзора и не располагают полной и оперативной информацией об обстановке в воздухе, а значит, не могут обеспечить своевременный увод контролируемого аппарата с пути гражданского воздушного судна. Кроме того, активное развитие беспилотной отрасли началось относительно недавно и законодательство просто не успело приспособиться к массовому применению БПЛА.

Сейчас разрешение на пролеты беспилотных аппаратов над территорией той или иной страны выдается крайне редко, только, например, для наблюдения за группой террористов или в случае войны. Так, американским беспилотникам позволено осуществлять полеты в гражданском пространстве Афганистана, Ирака и Пакистана. На вооружении США сегодня состоит около 6,5 тысячи БПЛА, большинство из которых используется за рубежом. Очевидно, что по окончании заграничных боевых действий все эти аппараты вернутся обратно в Америку и их придется применять уже дома, где в ограниченном пространстве им станет просто тесно.

"За" и "против"

4 февраля 2010 года армия США открыто объявила о намерении создать систему увода беспилотников от столкновения. Предполагается, что она будет состоять из двух элементов - наземной радиолокационной станции и передающего оборудования и воздушного компонента, установленного на дроне. Испытания наземной части системы уже состоялись в начале февраля текущего года. Воздушный комплекс будет испытываться на базе беспилотника MQ-1C Gray Eagle. Военные уверены: создание системы увода беспилотников от столкновений позволит получить разрешение Федерального авиационного управления (FAA) США на осуществление круглосуточных полетов БПЛА в общем воздушном пространстве страны.

Новая система должна помочь военным операторам вовремя определять наличие других летательных аппаратов в воздухе, проводить их классификацию, вычислять траектории их полета и в случае необходимости уводить беспилотники в сторону, а то и вовсе производить их экстренную посадку. Само FAA к таким планам армии относится скептически. Во-первых, разрешение на интеграцию БПЛА в общее воздушное пространство добавит головной боли самому FAA, и без того отслеживающему перемещения нескольких сотен самолетов в воздушном пространстве США. Сотни дронов, ворвавшихся в эту картину, только усложнят дело.

Во-вторых, ни в США, ни где бы то ни было еще не существует четкого законодательства, регламентирующего использование беспилотников. Так, в некоторых штатах полеты БПЛА разрешены, но на небольшой высоте, только ночью и вдали даже от небольших частных аэродромов. В других штатах полеты их запрещены полностью. Наконец, в-третьих, ни FAA, ни сами военные не имеют представления о том, что делать, если беспилотник по какой-либо причине вдруг утратит связь с оператором. Последствия такой неполадки могут быть самыми непредсказуемыми.

2 августа этого года во время очередного испытания БПЛА вертолетного типа Fire Scout, создаваемого для ВМС США, аппарат "сбежал" с полигона. Операторы из-за технической неполадки утратили связь с дроном, в результате чего тот покинул воздушное пространство полигона и направился к Вашингтону. Для того чтобы остановить "беглеца", в боеготовность были приведены несколько истребителей F-16 Fightning Falcon, которые готовились его сбить. Когда Fire Scout оставалось до Вашингтона всего 64 км, связь с аппаратом была восстановлена и "беглеца" вернули на базу.

В Ираке и Афганистане американским военным чаще приходилось сталкиваться с "обрывом" связи с беспилотниками, которые после этого либо продолжали полет по заранее внесенному в программу маршруту, либо разворачивались и самостоятельно возвращались в точку вылета. В общем воздушном пространстве такое поведение БПЛА, особенно высотных аппаратов, может привести к столкновению с гражданским лайнером.

Не всегда и не везде

Интегрировать беспилотники в общее воздушное пространство армия США намерена в несколько этапов. На первом речь пойдет только об обнаружении самолетов в воздухе и последующей экстренной посадке или снижении дронов. Информирование оператора БПЛА об опасности будет производиться звуковым сигналом. Именно этот этап уже получил одобрение FAA - беспилотникам разрешили летать в гражданском воздушном пространстве, но с большим количеством оговорок.

Так, американские вооруженные силы смогут проводить полеты беспилотников исключительно по ночам - "от заката до рассвета". При этом летать БПЛА разрешили только над пересохшим калифорнийским озером Эль-Мираж и на некотором расстоянии от него. Кроме того, воздушное пространство необходимо постоянно контролировать наземным радаром армии, а сами беспилотники должны быть оснащены функцией полета по GPS. За ходом каждого беспилотного полета обязательно обязан наблюдать представитель FAA.

После реализации первого этапа армия США надеется приступить ко второму, на котором уже заработает система увода беспилотников от столкновения. По требованию FAA, она будет дополнена. Помимо обнаружения самолетов наземными и воздушными средствами вооруженных сил, операторы беспилотников станут получать данные о воздушном движении и, исходя из этих сведений, производить соответствующую корректировку траектории полета дронов.

Вся эта схема, хотя и выглядит довольно привлекательно, все равно не отвечает на главный вопрос: каким образом будут контролироваться полеты беспилотников? Ведь FAA и аэропортовым службам приходится постоянно отслеживать перемещение сотен самолетов в небе США, просчитывать воздушные коридоры и выдавать разрешения на взлет и посадку. Притом что проследить за полетом каждой машины крайне сложно - например, во время терактов 11 сентября 2001 года FAA долго не удавалось установить новый маршрут полета угнанных террористами самолетов.

В этот налаженный механизм воздушных перевозок FAA в будущем придется включить и беспилотники. Как это будет сделано, ни FAA, ни армия США дать ответа пока не могут. Не исключено, что контроль за перемещением беспилотных аппаратов передадут специально созданным центрам управления полетами, которые, как аэропортовые службы, будут самостоятельно отслеживать воздушное пространство, составлять расписание, выдавать разрешения, прокладывать коридоры. Короче говоря, брать пример с гражданских авиаузлов, передающих контроль за каждым самолетом друг другу по мере его продвижения в воздушном пространстве.

На случай утраты связи с беспилотником в программу аппарата могут быть внесены соответствующие изменения. Какие именно, также пока неясно. Это могут быть экстренная посадка, снижение или возврат на базу на небольшой высоте. Возможно, авиационный компонент дронов будет доработан до такой степени, что БПЛА сможет самостоятельно обнаруживать самолеты на пути следования и уклоняться от столкновения с ними. В этом случае на самом беспилотнике тоже придется установить радар.

Между тем инициатива армии США может оказаться полезной для производителей беспилотников. Так, компания General Atomics получила сертификат американского правительства на гражданское применение ударного БПЛА MQ-1 Predator. Аппарат уже поступил в продажу под названием RQ-1 Predator XP, причем установка на него оружия невозможна. Дрон стоит немногим менее трех миллионов долларов, но покупатели на него вряд ли найдутся - дорого да и его пилотирование пока сильно ограничено FAA и законодательством.

В любом случае позитивная динамика в интеграции беспилотников в воздушное пространство есть. Благодаря разрешению на осуществление повсеместных полетов дронов военные смогут вернуть все аппараты в США, где будут осуществлять на них подготовку новых операторов и использовать их в поисково-спасательных операциях. Да и частные компании найдут применение аппаратам. Например, проводить осмотр газопроводов проще, быстрее и эффективнее с воздуха, чем при помощи наземных команд обходчиков.

 

Дайджест прессы за 12 октября 2010 года | Дайджест публикаций за 12 октября 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Мираж (в процессе тестирования)