О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Конкуренция высокого полета

В течение одних суток я имел возможность наглядно сравнить сервис в двух ведущих московских аэропортах - "Шереметьево" и "Домодедово"

Недавно меня пригласили прочитать лекцию в Казани, пообещав в том числе комфорт авиаперелета бизнес-классом. При этом туда и назад были заказаны билеты разных авиакомпаний, и в течение одних суток я имел возможность наглядно сравнить сервис в двух ведущих московских аэропортах - "Шереметьево" и "Домодедово". Стоит напомнить, что первый является федеральной собственностью, а второй - частным предприятием.

Я улетал из "Шереметьево" и поехал туда на "Аэроэкспрессе", поскольку не хотел опоздать на самолет из-за хронических пробок на Ленинградском шоссе. Первым "неприятным звонком" стало заметное расстояние от перрона поезда до терминала D, где шла регистрация на мой рейс. Еще полчаса потребовалось на саму регистрацию в обещанный мне бизнес-класс: там стояла внушительная очередь. Должен сказать, что летаю я часто, но подобную очередь в бизнес-класс наблюдал впервые в жизни. После этого уже не удивляло, что на досмотре вещей при контроле безопасности не хватало пластиковых корзин для одежды. Наконец, после посадки в самолет на 40 минут задержали вылет из-за того, что были "заняты все взлетные полосы". На этом фоне обратный полет через "Домодедово" показался удивительно комфортным - начиная от скорости доставки багажа и заканчивая по-европейски удобными указателями на проход к метро на Павелецком вокзале.

Из этого сугубо житейского примера напрашивается на первый взгляд очень простой вывод: частный собственник эффективнее, чем государство, у него больше стимулов оказывать потребителям услуги нормального качества.

Однако все не так просто. Перед полетом в Казань я вернулся из командировки в Финляндию. Аэропорт Хельсинки признан одним из лучших в мире в своем классе, в том числе и уровнем сервиса. При этом он успешно управляется отнюдь не частной, а государственной корпорацией FinAvia.

Объяснить это можно только одним: дело в благотворном влиянии конкуренции. Через аэропорт Хельсинки в год проходит 13 млн пассажиров, притом что население всей Финляндии 5 млн человек. Мощный пассажиропоток возник потому, что с середины 90-х этот аэропорт активно и успешно конкурирует на мировом рынке за право принимать транзитные рейсы в Азию.

В Москве благодаря наличию аэропортов "Шереметьево", "Домодедово" и "Внуково" у авиакомпаний и пассажиров тоже есть возможность выбора. Они могут сменить аэропорт, как это сделали десятки авиакомпаний, перешедших в последние годы со своими пассажирами из "Шереметьево" в "Домодедово".

Да, пока частная компания "Ист Лайн" в "Домодедово" работает более эффективно, чем государственный "Аэрофлот" в "Шереметьево". Заметим, что в этой эффективности "виновата" изначальная монополия "Шереметьево" на международные перевозки. У "Ист-Лайн" в "Домодедово" просто не было иного выхода, кроме как вступать в конкурентную борьбу и перетягивать к себе авиакомпании, а для этого необходимо было обеспечивать их клиентов нормальным сервисом.

Но общая проблема заключается не в форме собственности - частной или государственной, а в наличии или отсутствии конкуренции. В конце концов, примеров неэффективных частных монополий хватает как в России, так и за рубежом. Да и потребителю, что называется, без разницы, кому принадлежит аэропорт, а вот от конкуренции между частным и государственным секторами он обязательно выигрывает....
Авторские права на данный материал принадлежат «NewTimes.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка