Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Сергей Стариков
Опубликовано: 22.10.2010, 10:58

"Домодедово" готово потратиться

Аэропорт предлагает государству финансовую помощь в строительстве ВПП


[image]

Пытаясь убедить правительство строить новую взлетно-посадочную полосу (ВПП) не в "Шереметьево", а у себя, аэропорт "Домодедово" нашел сильный аргумент: он готов потратить 2,4 млрд руб. из собственных средств на выкуп земли под строительство. С учетом этого, по подсчетам "Домодедово", создание новой ВПП обойдется всего в 20 млрд руб., тогда как в "Шереметьево" аналогичный проект может стоить 45 млрд руб. Впрочем, у "Шереметьево" тоже есть козырь: этот аэропорт принадлежит государству.

Вопрос о строительстве дополнительных взлетно-посадочных полос в московских аэропортах обсуждается уже несколько лет. До сих пор неформальным лидером в этом вопросе считалось "Шереметьево": здесь фактически одна рабочая ВПП, что уже в ближайшее время станет серьезным сдерживающим фактором роста пассажиропотока. В "Домодедово" две полосы, но аэропорт тоже ждет заметного роста пассажиропотока, а потому активно включился в гонку за получение государственного финансирования (ВПП и инфраструктура аэродромов принадлежит государству).

Как рассказал РБК daily источник, знакомый с ситуацией, недавно на комиссии в Минэкономразвития "Домодедово" представило свои аргументы в пользу строительства ВПП у себя. Согласно предварительным расчетам, новая полоса в "Домодедово" обойдется всего в 20,1 млрд руб. вместо предполагавшихся ранее 29,3 млрд руб. Сэкономить более 9 млрд руб. аэропорт предлагает за счет отказа от строительства дополнительного контрольно-диспетчерского пункта (4,3 млрд руб.) и ревизии расходов по ряду других статей.

Кроме того, "Домодедово" обещает потратить собственные 2,4 млрд руб. на выкуп земли под ВПП - для государства это прямая экономия. "В случае положительного решения о строитель­стве третьей полосы в "Домодедово" выкуп земель будет сделан за счет собственных средств", - подтверждает официальный представитель аэропорта "Домодедово". По расчетам "Домодедово", строительство аналогичной полосы в "Шереметьево" встанет в 45 млрд руб., из них более 13 млрд пойдет на выкуп земли.

Участок 12 тыс. га под третью независимую полосу в "Домодедово" был зарезервирован постановлением правительства Московской области в 2005 году. Он не застроен и занят частично самосевом. В "Шереметьево" участок под третью полосу также зарезервирован, но на нем может быть размещена полоса длиной 3200 м вместо необходимых 3600, что даст ограничения по приему крупных воздушных судов. Также потребуется перенос русел или устройство водоперепускных сооружений для рек Клязьма, Альба, Ключи.

Строительство в "Шереметьево" должно было начаться в 2009 году согласно федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы". Как тогда отмечало руководство аэро­порта, строительство ВПП-3 будет стоить около 18 млрд руб. Тендер на проектирование полосы выиграла "Корпорация Инжтрансстрой". В феврале этого года она должна была сдать проект полосы в Госэкспертизу, но так и не сделала этого.

Борьба аэропортов за строительство третьей полосы вызвана тем, что, по словам нескольких собеседников РБК daily, средства в бюджете есть только для строительства одной полосы. Несмотря на то что у "Домодедово" в этом споре есть экономические преимущества, "Шереметьево" является государственным активом, более того, готовящимся к приватизации, и такая стройка может повысить его капитализацию. Тем более что потребность у аэропорта в новой полосе есть, объясняет его официальный представитель. В ближайшие пять лет базовый перевозчик аэропорта увеличит перевозку пассажиров вдвое. "В течение полутора-двух лет мы выйдем на уровень, когда при хабовой модели развития бизнеса существующие полосы исчерпают свои возможности", - говорит официальный представитель "Шереметьево".

К спору аэропортов за строительство третьей полосы не так давно присоединился комитет по транспорту Госдумы, который заказал компании "Прогресстех" исследование перспектив развития московских аэропортов. "Прогресстех" сделал вывод, что развивать сразу несколько аэропортов не получится, эта модель является убыточной. Поэтому надо расставить приоритеты с учетом прогнозов роста пассажиропотока, а здесь у "Домодедово" более сильные позиции.

Сейчас расходы на транспорт сократились на 15%, говорит член комитета по транспорту Госдумы, депутат Сергей Гаврилов. "Остались инвестиции в строительство полос только в Москве, Сочи, Казани и Владивостоке. Но надо попытаться сохранить федеральное финансирование отрасли. Только в таком случае будут деньги на строительство не одной полосы в МАУ, а двух и реконструкцию одной", - полагает он. В то же время г-н Гаврилов призывает решать вопрос по строительству третьей полосы комплексно: "Все делят деньги на полосу, но не предлагая концепции по развитию московских аэропортов и механизма их управления".

На запрос РБК daily в Минэкономразвития не ответили.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 октября 2010 года | Дайджест публикаций за 22 октября 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Международный аэропорт "Уфа", Прогресстех, АЭРО (в процессе тестирования)