Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Полина Никольская
Опубликовано: 22.10.2010, 17:03

Польшу обвинили в смерти президента

Результаты расследования авиакатастрофы под Смоленском указали на вину Польши


Следователи МАК признали виновной в катастрофе под Смоленском Ту-154 Польшу. Об этом говорят источники, близкие к расследованию. Итоговый отчет передан польской стороне. В нем, в частности, говорится, что летчики борта номер один не смогли справиться с ситуацией. Польские специалисты заявляют, что ожидали таких выводов от российского следствия.

В катастрофе самолета польского президента под Смоленском виновата польская сторона. Такой вывод сделал Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в своем итоговом отчете по расследованию катастрофы Ту-154, пишет газета Wyborcza со ссылкой на источник, близкий к российской комиссии по расследованию.

В докладе комитета, по данным издания, вина за трагедию возложена на поляков, "в том числе на пилотов".

Действия российских диспетчеров или сотрудников аэродрома Смоленск-Северный не названы в числе причин, которые, по мнению специалистов МАК, привели к катастрофе. Но в отчете приведены данные о работе оборудования аэродрома и запись разговоров диспетчеров.

Итоговый 210-страничный отчет МАК передал уполномоченному представителю Польши Эдмунду Клиху 20 октября. Как сказано в сообщении комитета, в документе "приведен анализ результатов полевого этапа расследования, данных расшифровки и анализа средств объективного контроля, математического и полунатурного моделирования полета на комплексном тренажере самолета Ту-154М, а также аэронавигационного и метеорологического обеспечения полета". Техническая комиссия также проанализировала возможности радиотехнических и светосигнальных средств аэродрома, исследовала сохранившиеся фрагменты конструкции и оборудования самолета, летную и техническую документацию машины, оценила действия диспетчеров, экипажа и персонала группы руководства полетами.

Причины крушения польского борта "номер один" помогали выяснять международные пилоты, диспетчеры и авиационные психологи.

"Установлены непосредственные и системные причины, а также способствующие факторы, приведшие к катастрофе. В расследовании принимали участие специалисты научно-исследовательских институтов и промышленности России, Польши и США, а также авиационные и летные эксперты России и других государств", - говорится в сообщении МАК.

Как пишет Wyborcza, всего в докладе названы 72 косвенные и прямые причины, приведшие к трагедии.

Также в документе указаны семь рекомендаций, которые должны предотвратить подобные катастрофы в будущем.

В течение 60 дней, согласно правилам ICAO, Польша должна предоставить комментарии и замечания по отчету. Затем в соответствии с приложением 13 ICAO документ должен быть опубликован.

После передачи отчета секретарь Национального авиационного совета Польши Томаш Хыпки заявил, что документ "может быть сокрушительным для польской стороны".

По мнению Томаша, в отчете, скорее всего, упоминается очевидное: плохая организация польской стороной авиарейса в Смоленск.

Впрочем, он добавил, что российская сторона полностью одобрила плохо организованный полет. Но вместе с тем признал, что России пришлось согласиться "вынужденно", это было "обусловлено политической ситуацией".

Напомним, что в мае МАК и польская сторона, обнародовав первые результаты расследования, говорили, что основные вопросы следователей касались действий пилотов, их подготовки, а также общения экипажа с пассажирами. К примеру, дверь в кабину пилотов была открыта, записи позволили идентифицировать два голоса - директора дипломатического протокола министерства иностранных дел Мариуша Казана и командующего военно-воздушными силами Польши генерала Анджея Блазика, разговаривающих с летчиками. Председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов заявил, что "экипаж в ходе службы не проходил регулярные, периодические тренировки на тренажере, в том числе для отработки взаимодействия и особых случаев в полете". Тем не менее никаких предварительных выводов тогда МАК не делал.

В конце мая Эдмунд Клих сделал в польской прессе сенсационное заявление. В интервью газете Rzecz Pospolita он сказал, что причиной катастрофы стала ошибка пилотов. Летчики, как отметил Клих, сознательно при показателях ниже погодного минимума аэродрома Смоленск-Северный (высота облаков 100 метров и видимость 1000 метров) пошли на снижение.

Впрочем, к таким заявлениям в Польше до сих пор относятся неоднозначно.

Данные самописцев, фрагменты самолета и другие части машины переданы польской стороне, которая должна сделать собственные выводы на основе изученных материалов.

"Одна группа экспертов уже завершила анализ записи и отправила нам результаты экспертизы", - сказал министр внутренних дел Польши Ежи Миллер. Премьер-министр Польши Дональд Туск уже заявил, что к изучению отчета МАК польские специалисты подойдут со всей серьезностью, и что Польша укажет российской стороне на недостатки, в случае если они обнаружатся. Один из депутатов уже заявил Wyborzy, что, возможно, подаст на Туска в суд. По его мнению, премьер-министр, который фактически стал на некоторое время главой государства после смерти в катастрофе Леха Качиньского, не имел права оставлять России материалы для расследования причины катастрофы и позволять проводить первичное расследование на ее территории. Многие польские депутаты, независимые эксперты также неоднократно заявляли, что Россия может попытаться в своем отчете скрыть ошибочные действия диспетчеров аэродрома.

Президентский Ту-154 разбился утром 10 апреля на подлете к аэродрому Смоленск-Северный. На борту находились 96 человек: 8 членов экипажа и 88 пассажиров - высокопоставленные чиновники правительства, в том числе президент страны Лех Качиньский, депутаты и священники. Польская делегация должна была принять участие в мемориальных мероприятиях, посвященных 70-летию расстрела польских офицеров в Катыни. Также в Смоленск летели члены организации "Катынские семьи" - дети и внуки расстрелянных военных.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 октября 2010 года | Дайджест публикаций за 22 октября 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Ту-154М, Ту-154 (в процессе тестирования)