Источник: сайт «Energo-news.ru»
Опубликовано: 22.10.2010, 18:02

GTL - технологии будущего?


На первый взгляд может показаться, что в Европе всерьез обеспокоены экологией. Иначе как объяснить, что компания Airbus уже с октября 2009 года провела несколько испытаний нового топлива, состоящего на 50% из обычного авиакеросина и на 50% из керосина, получаемого по технологии gas-to-liquids (GTL). Технология GTL - это новая технология получения из газа экологически чистого синтетического топлива, не содержащего серы, в связи с чем этот вид топлива уже окрестили "новым биотопливом". Однако под видом "заботы об экологии окружающей среды" в основе распространения новых видов технологий лежат сугубо экономические расчеты. Дело в том, что синтетическое топливо GTL не только считается экологически чистым, но и имеет сравнительно низкую себестоимость производственного цикла по сравнению с керосином - сегодняшние технологии позволяют сделать рентабельными продажи GTL-топлива уже при цене 20 долларов за баррель. Но самое главное - использование этого вида т оплива не требует замены двигателей.

"Старое" и "новое" биотопливо

Компания Airbus - не первая, удостоившаяся чести тестировать новое биотопливо в полетах, до этого ее прямой конкурент Boeing тестировал применение топлива, состоящего из 50% авиакеросина и 50% биотоплива. Но на самом ли деле причиной была все та же озабоченность экологией? Вряд ли. Использование лишь тонны биотоплива предотвращает выброс в атмосферу 2,5 тонн углекислого газа, тогда как при сжигании тонны керосина в воздух выбрасывается 0,8 тонны CO2. Таким образом, несложно посчитать, что для нейтрализации выбросов углекислого газа в атмосферу достаточно использования биотоплива в керосине в приблизительной пропорции 80:20. Следовательно, в основе тестирования таких полетов опять же лежали экономические причины.

Вспомним, что в свое время распространение и мода на биотопливо возникли из-за высоких цен на нефть. Авиакомпании всего мира вынуждены были нести огромные затраты на топливо, в связи с чем повышалась стоимость авиаперелетов, что ставило под угрозу само существование авиакомпаний. Тогда же широкий ход получили новые топливные технологии, которые давали альтернативу нефтепродуктам. Так пришла популярность к биоэтанолу - биотопливу так называемого "первого поколения", сырьем для производства которого были в то время недорогие биоматериалы, наиболее распространенные из них - кукуруза, сахарный тростник, рапс и прочие.

Преимущества "нового" биотоплива

Впрочем, сначала на биотопливо "подсадили" автомобилистов. Так, например, в Бразилии - стране дешевого сахарного тростника - на заправках уже давно разбавляют бензин биотопливом в соотношении 80:20, в США, Европе, и Японии в ходу заправки, где бензин разбавляют биоэтанолом в пропорции 95:5. Однако самая главная проблема широкого использования биоэтанола заключалась и заключается в том, что его применение требует особой модификации автомобильных двигателей. Собственно, и в процессе тестирования полетов на биотопливе компанией Boeing на самолеты устанавливались двигатели различных производителей. Таким образом, синтетическое топливо GTL обладает большим сравнительным преимуществом перед обычным биотопливом "первого поколения", так как не требует замены двигателя - весьма и весьма дорогого удовольствия.

Кроме того, по оценкам, использование биотоплива "первого поколения" сегодня экономически целесообразно при цене нефти в 40 долларов за баррель - что есть в 2 раза выше, чем цена целесообразности использования топлива GTL. В дальнейшем предполагается, что компании, реализующие проекты по строительству заводов по производству топлива GTL, будут экономить на масштабах производства.

Пионеры GTL-технологий

Пионером в создании технологий GTL по праву считается компания Shell, у которой пока в наличии имеется лишь 1 завод по производству GTL-топлива в Малайзии. Однако уже сейчас компания наряду с катарским партнером Qatar Petroleum (Катар) строит гигантский завод по производству синтетического топлива GTL. На этом заводе компания планирует выпускать около 1 млн тонн GTL-керосина уже к 2012 году.

Кроме всего прочего, на рынке GTL присутствуют и другие игроки, такие как Sasol (ЮАР), Exxon Mobil, ConocoPhillips, ВР, которые строят GTL-заводы по всему миру. По окончании строительства последние суммарно смогут производить около 17 млн тонн GTL-топлива в год, а ведь еще 8 лет назад ежегодное производство этого синтетического топлива не превышало и 2 млн тонн. А, следовательно, прогноз относительно того, что к 2030 году 30% полетов всех авиакомпаний смогут осуществляться именно на биотопливе, имеет вполне теоретическое обоснование.

А что будет с нефтью?

Технологии технологиями, но, несмотря на то, что они являются, на мой взгляд, очень даже перспективными, говорить о том, что синтетическое GTL-топливо когда-нибудь полностью заменит нефтепродукты, рано. Поскольку, по оценкам, мощности по производству GTL-топлива, когда они будут достроены, не составят и 1% всех мировых мощностей по производству нефтепродуктов, и не, соответственно, не будут иметь влияния на динамику нефтяных котировок даже в долгосрочной перспективе.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 октября 2010 года | Дайджест публикаций за 22 октября 2010 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Energo-news.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Эрбас, Авиационные Технологии Инвестиции Сервис (в процессе тестирования)